Воронежская область • газета "Коммуна" • №124 от 13.08.2004 Новая эра «Полёта» началась с освоения пассажирских авиалинийГод назад самолет Як-40 отправился в первый рейс по маршруту Воронеж – Москва, открыв таким образом новую эру в развитии авиакомпании «Полёт»: эру регулярных пассажирских авиалиний. До этого момента широкой публике воронежская авиакомпания «Полёт» была хорошо известна своими операциями по транспортировке сверхтяжелых уникальных грузов, типа гигантской турбины для Бурейской ГЭС или американского самолёта-разведчика). Годовщина начала пассажирских перевозок авиакомпании – хороший повод для встречи с журналистами. – Если вернуться немного в историю, наша компания существует уже 16 лет, – рассказал на встрече генеральный директор «Полёта» Анатолий Карпов. – И в начале 90-х мы очень активно занимались пассажирскими перевозками, летали в Эмираты, Турцию, в Италию, работали в Европе, в Англии. То есть компания наша имеет довольно богатый опыт пассажирских перевозок. Но потом по известным причинам – инфляция, спад объемов перевозок – мы с этого рынка ушли и занимались только международными грузовыми перевозками – на самолетах Ан-124 –100 «Руслан».
И, в принципе, возвращаться в этот бизнес мы особо не планировали. Следили за ситуацией – как она развивается на рынке пассажирских перевозок – видели, что наметилась определенная тенденция, но спешить – не спешили. Ну а потом случилось вот ЧП с самолетом «Воронежавиа», лишили их лицензии, и Воронеж– город с миллионным населением, плюс область и плюс Липецк, который традиционно пользовался услугами нашего аэропорта, оказались без авиационного сообщения – с Москвой, в первую очередь, и, конечно, с другими городами.
И мы вынуждены были в пожарном порядке, в течение недели, срочно получить лицензию, разрешение, найти резервный самолет (у нас тогда был всего один пассажирский самолет Як-40 – а нужно было минимум два), и 6 августа 2003 года отправить в рейс – на Домодедово. Так что буквально за считанные дни были начаты пассажирские перевозки, и в первую очередь – на Москву. Сегодня, после того, как прошел уже год, можно подвести кое-какие итоги. Чего мы добились за это время, куда летаем, и довольны ли пассажиры нашими услугами, сервисом?
Итак, что сделано за год? На сегодня из Воронежа выполняются три рейса в день в аэропорт Домодедово, В Санкт-Петербург, в Сочи, в Ульяновск мы летаем три раза в неделю. Выполнено из Воронежа за год – с 6-го по 6-е августа – 2056 рейсов, перевезено 46879 пассажиров. Сегодня наш парк пассажирских самолетов насчитывает семь бортов, из них шесть Як-40 и один Ан-24. Через неделю – уже получено необходимое разрешение, лицензии – у нас будет запущено маршрутное такси для пассажиров, «ГАЗели» будут ходить от железнодорожного вокзала через центр, мимо автовокзала, как раньше ходил 120-й автобус – и в аэропорт, будем доставлять пассажиров, потому что рейсовые автобусы туда не ходят.
Что касается экономики этих рейсов. Сразу скажу: наша компания прибыль с этих рейсов сразу и не надеялась получить. На сегодняшний день мы вот только-только начинаем выходить на прибыль. Пока что у нас больше пяти миллионов убытков. Конечно, подобную «роскошь» может себе позволить только достаточно мощная и богатая компания, подобные вложения необходимы для того, чтобы «раскрутить» этот вид деятельности – пассажирские перевозки, «накатать» линии. Так что мы с самого начала были к тому, чтобы какое-то время нести убытки – в надежде получить потом прибыль и выйти на достаточно хорошую рентабельность. Потому что сразу начать с прибыли было невозможно.
И хотя сегодня пассажиропоток, конечно же, увеличивается, в целом еще есть ряд проблем, которые нам предстоит решить – для того, чтобы привлечь пассажиров, да и экономическая ситуация в регионе не в нашу пользу: как вы знаете, 40 процентов населения в Воронежской области находится за чертой бедности, то есть доходы людям просто не позволяют летать. Хотя в общем динамика достаточно устойчивая, тенденция хорошая – к росту пассажирских перевозок, и я думаю, что следующий сезон уже будет гораздо более оптимистичным для нашей компании. Мы не жалуемся на судьбу, мы просто информируем широкую общественность, чтобы люди представляли, что пока для нас это – чистый альтруизм ради наших земляков, и прибыли с этого вида деятельности мы не получаем.
Цена топлива выросла за год примерно процентов на 30, растут услуги аэропортов, а цены на наши авиарейсы остались на том же уровне – как мы заложили в прошлом году, так он и остался. Поэтому еще раз подчеркиваю – такое себе может позволить только достаточно мощная компания, имеющая хорошие финансовые результаты от каких-то других видов деятельности. Если бы мы занимались только пассажирскими перевозками, мы бы давно «вылетели в трубу» – как, например, «Воронежавиа» вылетела. И вы знаете, что в прошлом году, когда «Воронежавиа» осталась без лицензии, четыре компании начинали вместе с нами летать – все они благополучно свою деятельность свернули, и на сегодняшний день из Воронежа никто не летает, кроме нас.
Если и мы уйдем отсюда, с этого рынка, скорее всего этот вид деятельности в воронежском аэропорту умрет, и «Воронежавиа», не имея доходов, тоже прекратит свое существование. Поэтому сейчас важно сохранить это направление деятельности – для того, чтобы и структура была жива – в виде аэропорта (500 сотрудников, случись что, там останутся без работы), и люди знали, что аэропорт функционирует. Вот таковы результаты у нас на сегодняшний день.
Очень часто пассажиры задают нам вопросы по поводу комфорта: самолет Як-40 мал – даже багаж положить некуда. Отвечаю: для нас никаких проблем нет приобрести новые самолеты как российского производства –Ан-140 сейчас выходит на рынок, так и западного – есть «СААБы» шведские, очень хорошего, кстати, класса машины, которые при относительно одинаковых характеристиках стоят даже на миллион дешевле, чем Ан-140, а летают дальше, быстрее и пассажиров больше берут. Однако, не будем забывать: за все в конечном счете платит пассажир. Да, мы понимаем, что Як-40 мал, можно было бы и получше, но пассажиры пока платить больше за билет не готовы. Так что, пожалуйста, потерпите,– как только у наших сограждан кошелек станет потолще, мы им сразу предложим новый самолет. И я думаю, что это будет, наверное, уже в следующем году.
Если говорить о перспективах, мы планируем открыть рейсы, так сказать, и для отдыха: горячо любимые нашими согражданами Турция, Греция, Болгария, Кипр, Египет, Италия – для нас это никаких проблем не составляет. Компания к этому давно готова, мы международные полеты выполняем с 90-го года, уже 14 лет, у нас и персонал есть подготовленный, и база техническая.
До конца этого года мы планируем освоить еще несколько пассажирских воздушных линий. Это, в первую очередь, рейс на Минводы, а также освоение воздушных линий Сибири. Мы планируем за счет ввода новых рейсов через Самару «дотянуться» до Уфы и до Екатеринбурга, а, возможно, и до Челябинска.
Хочу отметить особо: свою идеологию развития рынка пассажирских перевозок наша авиакомпания выстраивает прежде всего за счет обеспечения возможности воспользоваться услугами авиалиний не только самым высокооплачиваемым, самым успешным гражданам России, но и руководителям и специалистам среднего звена. Для чего мы должны найти источники и возможности резкого сокращения издержек пассажиров: на приобретение билетов, на то, чтобы попасть в аэропорт. Пассажир должен платить только за перевозки, все остальные накладные расходы должны быть устранены с пути пассажира. На сегодняшний день больше 700 рублей пассажир тратит только на поездку в аэропорт и обратно – это половина тарифа до Москвы. И очень многие воронежцы именно по этой причине не являются нашими клиентами.
В дальнейшем, по мере обновления самолетного парка, у нас в планах стоит, во-первых, возобновление пассажирских линий в страны СНГ. Будем на Украину летать, в Белоруссию. Далее – довольно многочисленны в регионе азербайджанская, армянская диаспоры, так что в следующем году мы планируем освоить новые воздушные линии: Воронеж – Баку, Воронеж – Ганжа, Воронеж – Ереван. На Москву, если будет спрос, мы готовы летать до шести раз в сутки, каждые два-три часа. Очень поднялся спрос на рейс в Санкт-Петербург, уже стоит вопрос об увеличении интенсивности движения.
На эксплуатируемой нами линии Воронеж – Санкт-Петербург планируем заменить самолет Як-40 более современным, а также увеличить частоту движения. Я думаю, что в следующем году авиакомпания «Полёт» будет в состоянии совершать беспосадочные рейсы в Екатеринбург. Технические возможности новых самолетов позволят такие полеты выполнять. Ну и, конечно, будет сформирована довольно обширная, большая программа сезонных чартерных рейсов на курорты дальнего зарубежья: это Кипр, Болгария, Турция.
Чтобы облегчить нашим пассажирам процесс приобретения билетов и избавить их от накладных в прямом смысле расходов по оплате услуг сторонних агентств, мы были вынуждены в срочном порядке регистрировать и запускать свое агентство воздушных сообщений. Правда, оно пока не в лучшем для пассажиров месте находится – в нашем головном офисе по проспекту Труда, 123, – поэтому мы планируем в кратчайшие сроки создать сеть касс по всему городу. А по мере того, как мы будем обеспечивать устойчивую работу в Воронеже, постараемся обеспечить появление филиалов агентства воздушных перевозок авиакомпании «Полет» и в других городах Центрально-Черноземного региона: в Липецке, в Белгороде, в Старом Осколе. Уже в самом ближайшем будущем – это вопрос буквально нескольких дней – мы сможем открыть свою кассу в центре Воронежа, в районе площади Ленина.
Не отказываемся мы и от планов наладить регулярное воздушное сообщение из других городов региона. Совсем недавно «прописались» в Липецком аэропорту: теперь из Липецка пять раз в неделю мы летаем в Домодедово, в Сочи два раза в неделю – и мы там наращиваем свое присутствие, при очень активном содействии Липецкой администрации. Аналогичная просьба у нас есть и от белгородской администрации. Там авиакомпания тоже вылетела в трубу, и перевозками там заниматься некому. И вот мы сейчас прорабатываем варианты – для того, чтобы «освоить» ещё и белгородские линии.
Далее перспектива такая: по мере наращивания интенсивности полетов из аэропорта «Воронеж» появится возможность приступить к комплексной реконструкции самого аэропорта. Аэропорт с момента его пуска в эксплуатацию в 1976 году не претерпел никакого ремонта – даже текущего, не говоря уже про капитальный. Полоса давно уже требует обновления. Аэровокзальный комплекс также не соответствует современным требованиям: в аэропорту, при всем его удачном расположении в центральном Черноземье, отсутствуют грузовой и таможенный терминалы, которые крайне востребованы уже сейчас. Естественно, чтобы нормально функционировали эти структуры в аэропорту, требуется полоса, способная принимать тяжелые грузовые самолеты. Но эта программа, конечно, реальна только в том случае, если вложения в аэропорт будут иметь перспективу окупаемости.
В дальнейшем, когда рынок авиационных услуг региона будет освоен, когда уже не нужно будет вкладывать средства в инфраструктуру, в освоение новых воздушных линий, подтянутся, я думаю, и другие авиакомпании, будет уже очередь из желающих летать. Но это будет не раньше, чем через 2-3 года…
Записал Владимир Антонов.
Справка «Коммуны»
Авиакомпания «Полет» создана в 1988 году и является одной из первых частных авиакомпаний России. Технический парк авиакомпании насчитывает семь Ан-124-100 «Руслан», шесть самолетов Як-40 и один Ан-24. До недавнего времени авиакомпания «Полет» специализировалась на авиаперевозках сверхтяжелых, крупногабаритных и уникальных грузов, с августа 2003 года активно занимается регулярными пассажирскими авиалиниями. С 1999 года авиакомпания «Полет» является назначенным перевозчиком Росавиакосмоса. За выдающееся мастерство в области воздушных перевозок сверхтяжелых и крупногабаритных грузов авиакомпания неоднократно отмечена российскими и зарубежными наградами.
С 1999 года вместе с воронежским КБ химавтоматики авиакомпания «Полет» участвует в реализации проекта по созданию авиационно-ракетного комплекса космического назначения «Воздушный старт». Коммуна
Другие публикации в тему: |
|
Коммуна • №49 от 5 апреля 2011 г. • Аэропорт находит хозяина • Подробнее...
Российская газета • №19 от 2 февраля 2011 г. • Ниже цели / Воронежский авиазавод скорректировал планы • Подробнее...
Российская газета • №53 от 17 марта 2010 г. • Крылья — с родины / Российскими самолетами заинтересовались в Азии и Латинской Америке • Подробнее...
Молодой коммунар • №80 от 30 июля 2009 г. • «Ласточка» вылетела в свет • Подробнее...
Коммерсант Черноземье • №116 от 1 июля 2009 г. • Украинские крылья застряли на таможне // В «Ильюшин Финанс Ко» заявляют о срыве программы по выпуску Ан-148 • Подробнее...
15:21 • 11 июля 2013 • Авиакомпания «РусЛайн» приступает к выполнению субсидированного рейса «Воронеж – Минеральные Воды» • Подробнее...
09:31 • 13 июня 2013 • Международный аэропорт «Воронеж» увеличил производственные показатели • Подробнее...
10:21 • 7 июня 2013 • В Воронеже будет создан авиастроительный технопарк • Подробнее...
06:31 • 3 июня 2013 • Игорь Левитин провел совещание в аэропорту «Воронеж» • Подробнее...
10:51 • 7 мая 2013 • Аэропорт «Воронеж» увеличивает производственные показатели • Подробнее...
|