Воронежская область • газета "Коммуна" • №185 от 28.11.2004 Павел Кораблев: Люди хотят жить хорошо, и хотят этого уже сейчасВ гостях у коллектива газеты «Коммуна» побывал главный федеральный инспектор в Воронежской области Павел Кораблёв. Отвечая на вопросы дотошных журналистов, Павел Николаевич старался быть максимально честным и откровенным. Рассказал он и о том, какими ему с его высокого поста видятся перспективы дальнейшего развития нашего края. – Что касается возможного объединения областей и сокращения таким образом количества субъектов Федерации, – разговоры об этом ведутся давно, и возникли они, конечно, не на пустом месте. И складывающаяся на сегодняшний день экономическая ситуация в стране, и процессы, происходящие в мировом сообществе – всё это, конечно, заставляет вносить коррективы в управленческие процессы. Я лично думаю, что, с точки зрения государственного управления, укрупнение регионов – положительный шаг. Всегда легче управлять меньшим количеством – появляется большее качество. Насколько это гипотетическое пока укрупнение отразится на эффективности управления такой большой страной как Россия, сказать трудно – тут ещё надо считать, анализировать, надо сравнивать.
Что касается непосредственно областей Центрального Черноземья, то я могу лишь повторить слова Георгия Сергеевича Полтавченко, полпреда Президента, о том, что, по крайней мере, сейчас все это – только разговоры, никаких конкретных задач по проработке вопроса никто перед нами не ставил. Хотя, чисто теоретически, я допускаю существование каких-то аналитических структур, которые проводят как бы первичную обработку материала. Но я думаю, что это вопрос достаточно сложный и серьезный, он требует изменений в Конституции. А вы слышали, что Президент, рассказывая о своих планах коренного реформирования системы управления, призвал очень бережно относиться к Конституции, подчеркнув, что надо иметь очень веские основания для внесения изменений в Основной Закон.
И прежде всего надо быть уверенным в том, что население по-настоящему эти изменения одобрит. В качестве процедуры подобного одобрения Конституцией определен референдум. Так что это процесс сложный, и, я думаю, укрупнение регионов – отдаленная перспектива уже следующих поколений.
Теперь о сегодняшней ситуации в области. Итоги исполнения областного бюджета за 9 месяцев свидетельствуют о небольшом росте экономических показателей. Есть определенная стабильность в развитии. Недавно в областной Думе рассматривали поправки к Программе развития Воронежской области до 2006 года, сейчас идет формирование бюджета на 2005 год. Кроме того, губернатор объявил, что в ноябре закончится разработка новой структуры управления областью, административная реформа повлечет сокращение аппарата чиновников на 30-50 процентов.
Я считаю, что, успех или неуспех административной реформы напрямую связан с решением кадровой проблемы, ведь, прежде всего, люди определяют реформу, а не реформа людей. Экономические законы могут работать лишь тогда, когда их применяют компетентные и нравственно безупречные работники. Мы, так же как и все, в ожидании того, что же в итоге Владимир Григорьевич выдаст на-гора. И как новая система управления сможет повлиять на повышение благосостояния жителей Воронежской области. Хочется, конечно, надеяться, что темпы развития Воронежской области станут более высокими.
Но, конечно, главным критерием улучшения экономических показателей будет оценка, выставленная населением, которая напрямую зависит от повышения уровня жизни. К сожалению, и губернатор не раз говорил об этом, главная наша проблема, наша беда – неуклонное увеличение разрыва между бедными и богатыми, что не позволяет обществу эффективно развиваться. Люди хотят жить хорошо и хотят этого уже сейчас, значит надо создавать все условия, чтобы был реальный рост зарплаты и благосостояния народа.
Резервов для этого в области очень много. Я считаю, что не всегда эффективно работает административный аппарат. Особенно с точки зрения выстраивания правил игры и отношений с бизнесом, повышения его эффективности и отдачи. И за примерами далеко ходить не надо. Воронеж уже привычно гордится строительным комплексом: строим мы действительно много. И зарабатывать строители должны тоже неплохо. Но – если посмотреть уровень зарплаты, то, по отчетам областной налоговой инспекции, в ведущих строительных компаниях, которые давно работают в Воронеже и имеют достаточно высокие объемы, средняя зарплата составляет всего 600 рублей.
Это как раз тот минимум, который не облагается налогами, то есть налицо пресловутый «черный нал»: 600 рублей платят официально, а все остальное – в конверте. Ситуация развивается как снежный ком – чем дальше, тем всё хуже и хуже. А страдает от этого в первую очередь бюджет – главный источник пополнения которого – налоговые поступления с каждого заработанного нами рубля. Но еще больший ущерб наносят те самые «правила игры»: когда все об этом знают – и молчат. Подобные двойные стандарты, к сожалению, развращают людей и сказываются уже даже на будущих поколениях: ведь в любой семье дети знают, что папа на стройке получает «черную» зарплату. Конечно, надо наводить порядок, и не только в строительных компаниях – такая картина везде.
С сожалением приходится отмечать, что уровень государственной поддержки промышленности, особенно крупной, оказание всяческой помощи в ее выходе на экспортный рынок, тоже еще недостаточны. Ни для кого не секрет, что и в сельском хозяйстве нам пока нечем особо похвастать, особенно тяжелая ситуация – в животноводстве, где неуклонными темпами идет снижение поголовья скота. Хотя, казалось бы, есть все благоприятные условия для нормального развития – но нарушаются экономические законы и принципы этого развития.
Самое обидное, что, в общем-то, мы в центре, мы всегда с гордостью говорим, что мы – столица Черноземья. Однако многие наши соседи с точки зрения эффективности развития экономики, к большому для нас сожалению, нас обходят: и Белгородская область, и Тамбовская, и Липецкая, которая в текущем году в развитии сельского хозяйства добилась наивысших показателей – совсем недавно об этом писали газеты. Хотелось бы, чтобы такие газетные статьи, в том числе, конечно, в «Коммуне», были и про нашу область. Все условия для этого, повторюсь, у нас есть.
Я думаю, что политические процессы, которые проходят сейчас в российском обществе, особенно на фоне событий в Беслане, на фоне той смуты, что продолжается в Чечне и вообще на Северном Кавказе – в определенной степени внесли корректировки в построение новой системы власти. Не случайно сейчас обсуждается возможность назначения губернаторов. Мне кажется, что главное здесь не в самой процедуре назначения, главное – какие люди придут. Придут ли профессионалы, которые смогут эффективно управлять областью? И будут ли для человека, который возглавит область, созданы условия, чтобы он мог с наибольшей отдачей использовать все возможные ресурсы. Вот это – главное. А сейчас пока в основном идет дискуссия о том, что, мол, это уход от демократии, что это создаст какие-то новые условия для коррупции, что теперь крен пойдет в сторону законодательных собраний.
Не случайно сейчас в Думу готовится ринуться большая часть бывших или ныне действующих чиновников. Многие с одной лишь целью – иметь возможность влиять на принятие властных решений. Но я не думаю, что законодательные собрания смогут так уж сильно влиять на губернаторов, и кто-то с помощью депутатского мандата сможет оказывать давление на главу администрации. Полагать так – большое заблуждение. Президент намерен выстроить жесткую вертикаль власти, при которой возрастает ответственность главы области непосредственно перед главой государства. Новая структура управления облегчит Президенту формирование кадрового резерва руководителей, менеджеров государственного плана, которые способны вписаться в новую концепцию развития.
Пока же мы все – заложники выборной системы. Когда реальные дела подменяются пиар-проектами, рассчитанными только на внешний эффект. Мы с вами это видели на примере прошедших в области избирательных кампаний. «Эффективность» пиар-технологий можно наблюдать и на примере деятельности нынешней администрации Воронежа. Например, согласно недавно проведенному опросу, рейтинги популярности главы города зашкаливают за все мыслимые пределы. А я считаю, и не раз говорил об этом, что в Воронеже сейчас налицо системный кризис в управлении. Когда, по сути дела, многие существующие в городе программы решаются не с точки зрения экономически оправданного подхода, а носят зачастую такую, я бы сказал, специфическую, агитационно-политическую окраску.
Возьмём ту же ситуацию с «Водоканалом». Я считаю, что это прямая вина руководителей города – и нынешних, и предыдущих, которые не сумели четко и эффективно разобраться в проблеме, найти умелых управленцев, способных стабилизировать ситуацию, а в конечном итоге – добиться нормального функционирования городского хозяйства. А теперь, они же получаются – героями, отважно сражающимися за муниципальную собственность. Нельзя такие вещи допускать, нельзя спекулировать на чувствах людей просто в силу того, что большая часть населения в этой сложной ситуации не разбирается. Тут нас начали благодарить за то, что мы выступаем как бы в защиту МУПов, чтобы они остались в муниципальной собственности.
Не надо лукавить: да, мы защищаем муниципальную собственность, мы хотим, чтобы она осталась у города. Но у нас абсолютно нет уверенности в том, что, сохранив ее сейчас, возвратив ее городу, завтра городские чиновники не распределят лакомые куски в другие руки, не продадут уже в своих интересах, как это делалось с другими предприятиями. Здесь должен быть четкий контроль и прозрачность всех действий.
Решением Воронежского областного суда сейчас все приведено в исходное состояние, введена процедура внешнего наблюдения. Идет экономическая оценка ситуации, которая сложилась в «Водоканале». Ведь существуют нормальные экономические пути решения проблемы, которые не дадут нечистым на руку чиновникам «уводить» бюджетные средства. Однако я не хочу сейчас давать никаких оценок. Это не входит в нашу компетенцию. Мы лишь наблюдаем и осуществляем контроль за соблюдением законности.
Насколько важна для каждого руководителя ответственность – за то, что он говорит, за то, что делает, что он четко и последовательно проводит – вот что самое главное. Работа власти определяется не количеством газетных публикаций и выступлений на ТВ, не публичными действиями, которые вызывают горячее одобрение населения, а реальным улучшением уровня жизни. Власть не должна быть заметной, она должна работать, должна стараться делать свое дело и – не мешать людям жить.
В связи с последними инициативами Президента вновь стала актуальной проблема взаимоотношений разных ветвей власти. Что значит в современных условиях эффективно управлять? Наверное, должен существовать определенный баланс – голое единоначалие у нас способно породить беззаконие, а вот система разделения властей уже доказала свою эффективность. Хотя приказывать всегда было легче, а вот доказывать и искать нормальный компромисс – намного сложнее, но это единственно возможное решение. Здесь как раз надо быть дипломатичнее. Иногда достаточно просто выслушать чей-то совет, чтобы уберечься от неверного шага. Потому что зачастую мы принимаем решение, ни с кем не посоветовавшись. А потом, когда оно оказывается ошибочным, начинаем искать виновных в этом решении.
Вот недавно на заседании областной Думы подробно обсуждался «Воронежинвест»: в свое время приняли решение, вложили средства, а сейчас получили такой результат работы, которым никому не хочется хвастать. Хотя многие с самого начала открыто высказывали свои сомнения в этом проекте, но их не выслушали. Надо бы покаяться, может быть, объяснить людям, что да как… Но и этому, увы, власть ещё должна учиться.
В своих взаимоотношениях – и с областной администрацией, и с мэрией Воронежа – мы стараемся занимать осторожную позицию, позицию здравого смысла, стараемся делом помогать городу и области и другим муниципальным образованиям решать возникающие проблемы. Более того, я могу сказать, что мы стараемся особо и НЕ управлять, в том числе и федеральными структурами. Моя задача, прежде всего, – не мешать. Важно владеть как можно более подробной информацией по ключевым вопросам, чтобы иметь возможность оценивать общую ситуацию. А вмешиваться в решение частных вопросов было бы просто глупо. Главная моя задача – быть связующим звеном между различными ветвями власти.
Записал Владимир Антонов.
Фото Сергея Колесникова. Коммуна
Другие публикации в тему: |
|
КП в Воронеже • №155 от 20 октября 2007 г. • Камиль Тукаев снялся в нескольких фильмах / Кроме того, известный воронежский актер написал сценарий для собственной кинокартины • Подробнее...
Российская газета • №208 от 20 сентября 2007 г. • Взятки хорошего настроения • Подробнее...
Коммуна • №56 от 17 апреля 2007 г. • Дмитрий Саутин: «Китайцы учатся и уходят вперед» / Гость «Коммуны» • Подробнее...
Российская газета • №43 от 3 марта 2007 г. • Своя в доску / Евгения Мещерякова стала первым гроссмейстером среди женщин-шахматистов Воронежа • Подробнее...
Российская газета • №3 от 13 января 2007 г. • Флаг в руки / В год своего 60-летия воронежская спортивная школа стала лучшей в стране • Подробнее...
15:36 • 29 января 2004 • Интервью главы администрации Воронежской области Владимира Кулакова информационному агентству «Воронеж-Медиа» • Подробнее...
|