Воронежская область • газета "Берег" • №24 от 17.06.2005 Ввзлет откладываетсяНа прошлой неделе на ВАСО прошло общее годовое собрание акционеров. Итак, прошел еще один год. Его итоги и подводили на общем собрании. По большому счету, каких-то радикальных перемен в жизни завода он не принес. Но тем не менее, если сравнивать его с предыдущими годами, кое-какой прогресс все-таки наметился. 2004-й ознаменовался по крайней мере тремя наиболее значимыми событиями. Во-первых, в марте был подписан контракт на поставку по схеме лизинга двух самолетов ИЛ-96-300 для ОАО "Красноярские авиалинии". Эти самолеты изготовили в кратчайшие сроки и передали красноярцам. Во-вторых, после многочисленных доработок в эксплуатацию был наконец сдан лайнер для президента России. И в-третьих (это, пожалуй, самое важное) - воронежцы практически завершили основную подготовку к серийному выпуску, совместно с украинскими КБ им.Антонова и авиазаводом "Авиант", регионального самолета АН-148.
Но все эти достижения потребовали огромных денежных затрат. Как отметил на собрании гендиректор ВАСО Вячеслав Саликов, только в прошлом году предприятию пришлось взять банковских кредитов на 1,3 млрд. руб. Причем выдавались они на весьма жестких условиях, под высокие процентные ставки. Так, только на погашение процентов по этим кредитам было направлено почти 110 млн. руб.
Если говорить об экономических результатах деятельности завода, то только реализация двух самолетов для "Красноярских авиалиний" позволила поправить финансовое положение предприятия. Такой важнейший показатель, как выручка от реализации продукции, увеличился в отчетном году почти в два раза - до 3,4 млрд. руб. Причем 44 процента этой суммы - средства от продажи двух "Илов". Значительные доходы обществу (1,2 млрд. руб.) принесла деятельность филиала "Авиакомпания ВАСО", осуществляющая воздушные пассажирские перевозки.
Однако ВАСО так и не удалось выйти на безубыточный уровень. Хотя чистые убытки завода в прошлом году снизились почти в четыре раза, или на 77 млн. руб., завершился год с минусовым показателем в 28 млн. Самая крупная доля убытков пришлась на так называемые внереализационные расходы, не связанные с основным производством. Это содержание объектов социальной сферы - 33,3 млн. руб., обслуживание производства - 14,9 млн. Помимо этого, большие штрафы пришлось заплатить налоговым органам за нарушение законодательства (иными словами, за несвоевременную выплату налогов).
В прошлом году предприятие продолжало избавляться от объектов ЖКХ. На баланс города передано 7 общежитий и 67 километров тепло-, электро- и водопроводных сетей. В областную собственность перешел парк ВАСО вместе со зверинцем. Процесс сбрасывания непроизводственных активов будет продолжаться и в нынешнем году.
Что же касается планов основного производства на 2005-й, то они более обнадеживающие, хотя и весьма напряженные. Заводу предстоит поставить на крыло два самолета ИЛ-96 для Кубы, один из них - для президента. Кстати, этот контракт - результат визита на ВАСО премьера Михаила Фрадкова. Необходимо также отметить, что первоначально правительство России не соглашалось на предложенную кубинской стороной схему: рассчитаться за самолеты долгами этой республики нашей стране.
А буквально несколько недель назад гендиректор ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" Валерий Окулов наконец-то подписал все необходимые приложения к контракту на поставку по лизингу шести самолетов ИЛ-96-300. Напомним, что сам контракт Валерий Окулов подписал еще в декабре 2003 года под нажимом президента. И только сейчас ВАСО сможет начать эту работу.
Однако еще один контракт, с компанией "Атлант", также подписанный в 2003 году, пока повис в воздухе. Согласно этому документу ВАСО должен поставить два авиалайнера, но у правительства Москвы не нашлось денег.
Впрочем, основные надежды руководство завода возлагает сегодня не на выпуск знаменитых "Илов", а на самолет АН-148. Ровно через год с аэродрома ВАСО должен подняться первенец этой серии, затем "Аны" планируется выпускать с интервалом в один месяц. А в перспективе, к концу десятилетия, их годовой выпуск должен достичь 30 штук. В этом случае можно рассчитывать и на выплату дивидендов по акциям, и на значительное повышение зарплаты, заверил акционеров председатель совета директоров ВАСО, гендиректор ОАО "Авиационный комплекс им.Ильюшина" Виктор Ливанов. Пока же вопрос оплаты труда остается самым болезненным для акционеров - работников завода. Из доклада его директора следовало, что в прошлом году зарплата возросла на 30 процентов и составила 5147 рублей. Но представитель рядовых авиастроителей в своем выступлении заявил: чтобы заработать эти деньги, нужно трудиться без выходных и праздников. Реально же люди получают гораздо меньше, поэтому многие продают свои акции за бесценок разным проходимцам, так и не дождавшись выплат по ним. Почему рабочие должны постоянно входить в положение руководителей? Когда же, наконец, кто-нибудь из них озадачится вопросом: как можно прокормить себя и свою семью на полторы тысячи рублей? Увы, прямого ответа не последовало - прозвучал лишь такой комментарий Виктора Ливанова: "Повышение зарплаты напрямую зависит от роста объемов производства. В прошлом году они увеличились на 30 процентов, на столько же была и поднята зарплата. В этом году она тоже вырастет, правда, насколько, совет директоров пока не решил".
Коль скоро речь зашла о структуре нынешних акционеров ВАСО, отметим, что условно их можно разделить на три категории: первая - работники завода; вторая - потенциальные частные инвесторы, которые при определенной выгоде смогут вложить какие-то средства в объединение; третью представляет некая группа лиц. Последние еще в начале 90-х скупили акции нескольких наиболее крупных воронежских предприятий с единственной целью - возврата вложенных средств и получения дивидендов.
Но никаких дивидендов на ВАСО в ближайшей перспективе не предвидится. А такие господа, как Болотов и иже с ним, из года в год не отличаются оригинальностью: на собраниях они обвиняют руководство завода в неумении работать, недвусмысленно намекают на смену команды управленцев и ничего конструктивного, естественно, не предлагают. Если раньше их выступления зал поддерживал дружными аплодисментами, то теперь прозвучали редкие равнодушные хлопки - сегодня, наверное, уже все понимают, что благополучие авиастроителей зависит в большей степени от государственной политики в этой отрасли.
Напомним, что в феврале нынешнего года в Жуковском произошло знаменательное событие. Президент России объявил об интеграции всех отечественных производителей в одну объединенную авиастроительную компанию (ОАК). Однако реализация этого проекта уже встречает на своем пути массу объективных и субъективных трудностей. Само решение о создании ОАК - в духе мировых тенденций. Действительно, наиболее эффективной моделью является частно-государственное партнерство. Но предметная разработка схемы единой корпорации, принципов ее организации идет с большим скрипом в связи с различными подходами к этому вопросу. И сколько потребуется времени на его решение, похоже, никому не известно.
Людмила Санина Берег
Другие публикации в тему: |
|
Коммерсант Черноземье • №77 от 29 апреля 2009 г. • ОАО «Рудгормаш» распродают по частям // Его активы оценены меньше чем в половину задолженности • Подробнее...
Коммерсант Черноземье • №9 от 22 января 2009 г. • Не СРОслось // Конкурсного управляющего ВЭКСа могут привлечь к дисциплинарной ответственности • Подробнее...
Коммерсант Черноземье • №188 от 16 октября 2008 г. • «Изодом» выходит на панель • Подробнее...
Коммуна • №117 от 12 августа 2008 г. • Всё – на продажу, или Куда уходит «Энергия»? • Подробнее...
Коммерсант Черноземье • №127 от 23 июля 2008 г. • Собственники «Рудгормаша» заняли круговую оборону • Подробнее...
10:49 • 1 апреля 2009 • Воронежский завод ЗАО «Рудгормаш» возобновляет работу, приостановленную из-за снижения заказов • Подробнее...
11:37 • 20 октября 2007 • «Воронежсинтезкаучук» отметил 75-летие со дня основания завода • Подробнее...
10:36 • 30 августа 2007 • ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор с 3 сентября будет ограничен в энергопоставках • Подробнее...
12:51 • 24 августа 2007 • Торги по продаже имущества ВЭКСа откладываются на неопределенный срок • Подробнее...
13:49 • 8 августа 2007 • Специалисты Российской Академии наук и ОАО «Концерн «Созвездие» подписали протокол о сотрудничестве • Подробнее...
|