Воронежская область • газета "Коммуна" • №14 от 01.02.2006 Выступления главы администрации Воронежской области Владимира Григорьевича КУЛАКОВА на заседании Правительства РФ 26 января 2006 годаУважаемый Михаил Ефимович! Уважаемые члены Правительства, участники сегодняшнего совещания! Позвольте прежде всего выразить благодарность за предоставленную возможность выступить на сегодняшнем заседании, изложить отдельные проблемы социально-экономического развития Воронежской области. За последние пять лет в стране произошли существенные изменения. В условиях политической и экономической стабильности наметился рост промышленного производства, валового внутреннего продукта. Снижается уровень безработицы, уменьшается количество граждан, живущих за чертой бедности.
Реформаторские инициативы Президента, целенаправленную деятельность Правительства положительно оценивают граждане. Это свидетельствует о том, что проводимая экономическая политика дает свои результаты.
Определенных результатов добилась и Воронежская область. Почти на четверть увеличен валовой региональный продукт. Более чем в 3,5 раза – собственные доходы консолидированного бюджета. Снижено с 36 до 25% число граждан, живущих за чертой бедности. Почти в четыре раза увеличилось финансирование социальной сферы.
В сельских районах области уровень газификации увеличился в два раза, но при этом достиг только 36%.
Особенность Воронежской области заключается в том, что в нашем регионе сосредоточены преимущественно высокотехнологичные предприятия, экономика носит отчетливо несырьевой характер.
Тот факт, что регион с высокотехнологичными производствами демонстрирует на данном этапе устойчивый экономический рост, должен стать предметом общего внимания. На территории области реально формируется именно та модель экономики, к которой должна прийти в обозримом временном периоде вся Россия. Чтобы ускорить этот процесс, придать ему необходимую интенсивность, требуется объединение усилий федерального Центра и региональной власти.
Авторы программы социально-экономического развития России на 2006-2008 годы в качестве главного вызова стабильному и долгосрочному развитию регионов и страны называют низкую эффективность государственного управления. Все понимают, что государственное регулирование на уровне макроэкономических процессов необходимо, но оно не менее необходимо и в реализации конкретных реформ, стратегий, программ.
В нашей стране был накоплен колоссальный опыт стратегического планирования и реализации крупномасштабных общенациональных проектов. Таких, как ГОЭЛРО, индустриализация, развитие отечественной военной и гражданской авиации, освоение космоса, создание атомной энергетики и ядерного оружия. Была отработана методика программно-целевого управления проектами. Создавалась концепция, ставились конкретные, не декларативные цели. Назначался генеральный конструктор, которому давались властные полномочия, выделялись необходимые ресурсы, определялись сроки. Все министерства работали на реализацию национального проекта. Была определена и мера ответственности каждого участника. Ход реализации контролировали партийные и государственные органы. Сегодня политическая система изменилась, но это не основание для отказа от методов стратегического планирования, проектного управления и ответственности в сфере государственных интересов.
На данный момент в стране нет сопоставимых по масштабам проектов развития. Программы носят локальный, фрагментарный характер, но и с их выполнением мы не справляемся, так как их практическая реализация не является предметом анализа и контроля со стороны государства. У нас это называется излишним вмешательством государства в экономику, исключением являются выдвинутые Президентом национальные проекты и вся страна знает, что их курирует первый вице-премьер.
В прошлом году мы приступили к разработке стратегии развития области до 2015 года. Определили труднодостижимые, но, на наш взгляд, реальные цели:
– увеличение за десять лет в два раза ВРП;
– увеличение продолжительности жизни до 70 лет;
– снижение до 10% числа жителей, живущих за чертой бедности;
– снижение дотационности бюджета;
– увеличение до 18% инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции.
Стратегия ориентированна именно на инновационную модель развития области, на повышение ее конкурентоспособности с учетом внешних и внутренних условий.
Анализ существующего состояния и оценка рисков, влияющих на социально-экономическое развитие области, подтвердили, что обеспечить достижение поставленных целей возможно только при условии скоординированных действий государственной власти федерального и субъектного уровней, так как на развитие области существенное влияние оказывают предприятия и отрасли, которые имеют общенациональное значение, фактически находятся в сфере полномочий федеральной власти. Поэтому необходимо четкое определение ответственности всех уровней власти, включая местное самоуправление, за выполнение обязательств по социально-экономическому развитию регионов.
Остановлюсь на некоторых проблемах и задачах развития области, решение которых, на наш взгляд, требует именно такого, стратегически и проектно скоординированного взаимодействия.
Демографическая проблема
Оценку этой проблемы дают авторы программы социально-экономического развития России 2006-2008 годы. Сложившаяся многолетняя тенденция к сокращению численности населения, низкая рождаемость и высокая смертность в трудоспособном возрасте ограничивают возможности социально-экономического развития и создают угрозу национальной безопасности страны.
Однако отмеченному авторами программы масштабу проблемы не соответствуют предлагаемые направления ее решения. Не поставлены реальные цели и задачи, способные действительно повысить устойчивость демографического развития. Не сформирована эффективная система мер и действий, которые должны предпринять все уровни власти для решения этой проблемы.
Достижение цели устойчивого демографического развития включает в себя решение множества вопросов – это проблемы экономики, экологии, бедность, неустроенность людей, стрессы, алкоголизм, наркомания. Все эти вопросы регионы не могут решить самостоятельно. Необходима действенная помощь федерального Центра в форме целевых проектов и программ.
Проблема смертности в трудоспособном возрасте
За последние годы в условиях бюджетного дефицита (по расходам на душу населения Воронежская область занимает восемнадцатое место в ЦФО из восемнадцати областей) нам удалось сконцентрировать ресурсы в развитие здравоохранения и достичь определенных результатов. На базе 55 участковых больниц и амбулаторий были открыты отделения неотложной медицинской помощи жителям села. Более 200 тысяч жителей впервые получили доступную медицинскую помощь. В два раза увеличилось число кардиохирургических операций. Снизились показатели заболеваемости туберкулезом и вирусными гепатитами В и С, материнская смертность уменьшилась в четыре раза и ниже среднероссийского показателя на 12,5 пункта (Воронежская область – 10%, Российская Федерации – 22,5%).
По продолжительности жизни Воронежская область занимает третье место в Центральном федеральном округе. В то же время острой остается проблема прогрессирования онкозаболеваний.
В настоящее время действующий онкодиспансер базируется в двух десятках зданий дореволюционной постройки. Необходимо правительственное решение о включении в программу 2007 года строительства типового межрегионального онкологического Центра на территории г. Воронежа. С таким решением согласны все главы ЦЧР, так как Воронеж располагает соответствующей научной и кадровой базой (две кафедры онкологии, три доктора наук, девятнадцать кандидатов медицинских наук, шестьдесят шесть специалистов высшей и первой категории).
Что касается проблемы рождаемости, то необходима как минимум федеральная целевая программа стимулирования рождаемости с предоставлением бесплатных квадратных метров жилья на каждого ребенка. Чтобы те, кто рожает трех –четырех – пятерых детей, имели возможность получить квартиру по льготным ценам или бесплатно.
Задачи, которые необходимо решать по социально-экономическому развитию регионов, являются взаимообусловленными. Если не решается задача удвоения ВРП – не решается вопрос наполнения доходной части бюджета, отсутствуют ресурсы для реформирования, социально-экономическое развитие не идет необходимыми темпами.
Как уже было сказано, существует ряд предприятий и отраслей, имеющих общенациональное значение, развитие которых невозможно без прямого участия федеральной власти.
В частности, Воронежское авиационное объединение – крупнейшее бюджетообразующее предприятие, на котором в советское время работали около 30 тысяч человек, сегодня же – 10,5 тысячи. Несмотря на тяжелейшее положение, в котором оказалось предприятие в период 90-х годов, совместными усилиями руководства завода и органов власти удалось сохранить в работоспособном состоянии основные фонды, технологические линии и квалифицированные кадры.
Сегодня ситуация во многом изменилась. Завод выпускает ИЛ-96. Проведена подготовка производства для серийного выпуска самолета АН-148 (который должен прийти на смену АН-24, ЯК-40, ТУ-134), 80% комплектующих для которого производится в России.
Потребность в обновлении самолетного парка огромная, подтверждена заявками авиакомпаний. Авиазаводом сформирован солидный портфель заказов на период до 2010 года (ИЛ-96 – 22 самолета, АН-148 – 63 самолета). Создан механизм финансирования строительства самолетов на условиях лизинга. Впервые создана система частно-государственного партнерства, когда на один рубль государственных вложений вкладываются 3,5 рубля частных инвестиций.
Исполнение этого заказа позволит предприятию создать дополнительно тысячи рабочих мест, увеличить объем производства с 2 до 20-25 миллиардов рублей, отчисления в бюджет – до 5 миллиардов рублей. Вместе с тем сегодня существует неопределенность в обеспечении реальной загрузки предприятия. Предприятию необходимы средства для технического перевооружения. Абсолютно очевидно, что такая отрасль, как авиапромышленность, не в состоянии обеспечить конкурентоспособность только за счет собственных средств и кредитных ресурсов. Необходима целевая государственная поддержка в рамках стратегии развития отечественного авиапрома. Для этого необходимо конкретизировать реальную загрузку предприятий на среднесрочную перспективу и подготовить программу технического перевооружения по каждому предприятию.
В этой связи прошу поручить Минпромэнерго в кратчайшие сроки подготовить уточненную программу загрузки производственных мощностей Воронежского авиационного объединения на ближайшие десять лет, а также определить меры государственной поддержки для технического перевооружения.
Потенциал воронежских предприятий ракетно-космической отрасли также имеет определяющее значение в стратегии развития России. Более половины ракет стратегического назначения, стоящих на боевом дежурстве, оснащены двигателями кВоронежского онструкторского бюро химавтоматики и механического завода.
Руководством ФГУП «Воронежский механический завод» разработана и согласована в Роскосмосе программа финансового оздоровления, предусматривающая удвоение выпуска продукции к 2010 году и реструктуризацию сложившейся в прошлые годы кредиторской задолженности по платежам в бюджет.
Необходима подготовка нормативного документа, определяющего правила реструктуризации задолженности предприятий данной отрасли на условиях, обеспечивающих реализацию программ их финансового оздоровления.
Проблемы энергетики
Нововоронежская атомная станция – одна из старейших в стране, градообразующее предприятие для 40-тысячного города.
В настоящее время первый и второй блоки заглушены, третий и четвертый – выработали нормативные сроки эксплуатации и работают в режиме продления срока службы. При этом срок продления эксплуатации третьего и четвертого блоков заканчивается в 2015 году, пятый блок выработает нормативный срок эксплуатации в 2010 году.
Для замещения выбывающих мощностей разработан проект строительства АЭС «Новоронежская-2» в составе двух энергоблоков, не имеющих аналогов в России. Проект утвержден Минатомом. В Стратегии развития атомной энергетики, одобренной Постановлением Правительства РФ от 25.05.2000 года. (протокол №17), предусмотрено сооружение Нововоронежской АЭС-2 с вводом первого энергоблока до 2010 года и второго – до 2015 года. Реально постановление не выполняется.
В настоящий момент подготовлена новая концепция развития атомной энергетики. Однако до настоящего момента нет никакой ясности в судьбе Нововоронежской АЭС. Положение можно исправить, если в 2007 году начать интенсивное строительство. Необходимость принятия данного решения обусловлена прогнозируемым ростом энергопотребления в областях ЦЧР.
Транспортная проблема
В настоящее время существует реальная потребность внутреннего и международного рынка транспортных услуг в создании крупных межрегиональных транспортно-логистических центров. Воронежская область обладает для этого всеми необходимыми условиями: выгодное географическое положение, расположена на пересечении крупнейших магистралей основных видов наземного и воздушного транспорта, наличие соответствующей инфраструктуры.
Однако состояние транспортной инфраструктуры области, ее пропускная способность и качество обработки грузов – сдерживающий фактор дальнейшего развития экономики области, юго-востока и юга России в целом. В связи с этим администрация области приступила к подготовке технико-экономического обоснования проекта «Модернизация транспортной инфраструктуры», который предусматривает реконструкцию Воронежского аэропорта и создание на его основе современного таможенно-транспортного терминала федерального значения (ХАБа); строительство железнодорожного вокзала «Воронеж-3» с объектами сервиса и бизнес-инфраструктуры, соединение автомагистралей федерального значения («Москва – Новороссийск», «Курск – Саратов», «Москва – Волгоград»).
Реализация проекта, по нашему мнению, позволит сократить время пассажиро- и грузоперевозок, увеличить их объемы, повысить инвестиционную привлекательность регионов, расширить торгово-экономические связи со странами ближнего зарубежья.
Учитывая масштабы, не только областное, но и общефедеральное значение проекта, его соответствие основным направлениям стратегии развития транспорта России, прошу Минтранс и Минэкономразвития оказать содействие в подготовке проекта и последующей его реализации с использованием средств «Инвестиционного фонда России» на условиях частно-государственного партнерства.
Проблемы АПК
Учитывая необходимость повышения степени использования аграрного потенциала, мы сегодня реализуем меры по полнокровному участию сельхозтоваропроизводителей области в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК России». Соответствующие предложения представлены в Минсельхоз.
В сочетании с использованием наших внутренних возможностей вводимые механизмы государственной поддержки, безусловно, дадут эффект в развитии животноводства. Развитию данной отрасли будет способствовать и привлечение зарубежных инвесторов. С целью поэтапного возрождения регионального АПК администрацией области совместно с Министерством сельского и лесного хозяйства Баварии, с участием коллектива международных и российских экспертов ведется разработка крупного инвестиционного проекта по развитию производства и переработки продукции животноводства на инновационной технологической основе.
Учитывая, что проект оптимально вписывается в концепцию приоритетного национального проекта по развитию АПК, просим рассмотреть возможность государственной поддержки его реализации в форме государственных гарантий по обеспечению заемных средств и софинансирования развития инженерной инфраструктуры, создаваемой в рамках проекта.
В то же время развитие АПК должно носить комплексный характер, и одновременно с развитием производственной базы необходима реализация мероприятий по социальному развитию села. Механизм решения данной задачи создан – это федеральная программа «Социальное развитие села до 2010 года». Однако сегодня реализуются только три из одиннадцати определенных в ней направлений. Целесообразно предусмотреть финансирование и других направлений ФЦП, а также увеличить объем ассигнований по действующим.
Муниципальная реформа
С 1 января текущего года введен в действие 131-ФЗ, знаменующий начало реформы местного самоуправления. Этот крупномасштабный проект, значительной составляющей которого является реформа ЖКХ, затрагивает интересы всего населения страны в селах и городах.
Реформа местного самоуправления – это не разовая акция, а длительный и сложный путь, который должны будут пройти тысячи муниципальных образований, чтобы объединенными усилиями органов государственной власти, муниципалитетов, а также самих граждан сделать рывок в повышении качества жизни на муниципальных территориях.
Страны Европейского Союза, в которых самоуправление накопило вековой опыт решения местных проблем, принимают документы по дальнейшему совершенствованию местного самоуправления.
Владимир Путин заявил: «Без сильных муниципалитетов не может быть сильного государства в России».
Что происходит реально? На данный момент не существует ни одного федерального документа, обозначающего участие Центра в муниципальной реформе. Регионы и органы местного самоуправления в этом отношении брошены государством и должны самостоятельно тянуть весь груз муниципальных проблем.
Я уже неоднократно выступал с предложениями:
– о необходимости разработки среднесрочной программы реализации реформы местного самоуправления;
– о необходимости широкого освещения сути реформы, ее политического и идеологического сопровождения и поддержки;
– о создании муниципального дорожного фонда;
– о создании механизма софинансирования конкретных проектов, направленных на развитие городов и поселений.
Уважаемый Михаил Ефимович!
Уважаемые члены Правительства!
Измененный формат заседания Правительства, который позволит моим коллегам излагать проблемы регионов, я уверен, будет позитивно воспринят главами регионов.
Но в коротких выступлениях невозможно осветить все проблемы, – нужна постоянная работа и взаимодействие с федеральным органом власти, ответственным за развитие регионов. Очевидно, что этим органом является Минрегионразвития.
Необходимо завершить в ближайшее время его становление. Дать властные полномочия и ресурсы. Разработать методики и процедуры стратегического планирования развития регионов на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Нам реально необходим полномочный и ответственный орган, выступающий от имени федеральной власти и несущий всю полноту ответственности за выполнение полномочий федеральных органов власти по разработке и реализации крупномасштабных реформ и проектов социально-экономического развития регионов страны.
Спасибо за внимание! Коммуна
Другие публикации в тему: |
|
Коммуна • №45 от 29 марта 2011 г. • Нас посчитали • Подробнее...
Коммуна • №1089 от 6 декабря 2009 г. • Молочные реки • Подробнее...
Коммуна • №7 от 19 января 2008 г. • Жизнь и кошелек • Подробнее...
Российская газета • №196 от 6 сентября 2007 г. • Большая уборка / Селянам удалось избежать серьезных потерь урожая • Подробнее...
КП в Воронеже • №127 от 1 сентября 2007 г. • Воронежский день знаний в цифрах • Подробнее...
16:02 • 20 августа 2013 • В Воронежской области проживали всего 300 человек из стран дальнего зарубежья по итогам переписи 2010 года • Подробнее...
08:51 • 19 августа 2013 • Опубликована информация о розничной торговле в Воронежской области • Подробнее...
07:14 • 19 августа 2013 • Задолженность организаций по заработной плате составила 4.9 млн. рублей • Подробнее...
08:11 • 5 августа 2013 • Тарифы на услуги в первом полугодии 2013 года дорожали быстрее, чем за тот же период предыдущего года • Подробнее...
17:01 • 2 августа 2013 • Опубликована информация о денежных доходах и расходах населения Воронежской области • Подробнее...
|