Воронежская область • газета "Российская газета" • №82 от 20.04.2006 Открытый урок / Ученики лучшего педагога Воронежской области Светланы Богдановой с одинаковым вниманием читают Достоевского и ДенежкинуЖюри областного конкурса «Лучший учитель года» присвоило этот почетный статус преподавателю русского языка и литературы воронежской гимназии № 2 Светлане Богдановой. Осенью она будет представлять область в Москве на Всероссийском конкурсе. …Утром следующего дня любимую учительницу у дверей гимназии ожидал в полном составе ее десятый класс. Ребята наперебой рассказывали, что еще никогда в жизни им не приходилось так сопереживать и «болеть» за кого-либо и даже бледнеть в ожидании вердикта жюри, что в душе все как один были стопроцентно уверены в ее победе. А еще им очень понравилось, что Светлана Ивановна в ответной речи после вручения регалий и призов не кого-то поблагодарила, а именно их. Именно об учениках и говорила больше всего учитель в беседе с корреспондентом «Российской газеты».
Российская газета | Значит, ваш предмет самый любимый у десятиклассников. Каково вам преподавать в старших классах?
Светлана Богданова | Так получилось, что у младших я никогда и не вела уроки. После института сразу дали старших, и мне с ними очень повезло. Иногда думаю, был бы класс какой-нибудь «замороченный», наверное, не выдержала бы, убежала из школы. Я в то время к учительству относилась не так трепетно, как сейчас. А мои ребята в буквальном смысле взялись опекать, поддерживали, как могли. Я это позже поняла. В школе был конкурс песни, класс подготовил номер: девочки пели хором на сцене, а мальчишки дружно басили-подпевали в нужный момент уже за кулисами. После учителя спрашивают, как удалось уговорить выступить мальчишек. А мне их и уговаривать не пришлось, они сами захотели.
РГ | По условиям конкурса вы дали урок в совершенно незнакомом классе. А эти чужие ребята тоже помогали вам?
Богданова | Они очень волновались, как бы не сказать что-нибудь не то, боялись навредить неправильным ответом. Мне важно было преодолеть это молчание. Тема урока достаточно сложная – по творчеству Льва Толстого – о единстве формы романа «Война и мир» и его содержания, о писательской концепции. Помните, что весь роман по сути скроен из мозаичных очень важных фрагментов, которые создают впечатление целого. Все, как в жизни каждого из нас, когда прожитые мгновения и события складываются в годы. В конце урока ребята должны были сами назвать, озаглавить тему. Они сделали это, правда, позже признались, что это был для них очень необычный час, что, по их мнению, речь шла не о литературе даже, а о философии жизни. Но урок им понравился.
РГ | Для вас подобные уроки тоже необычны?
Богданова | Да нет, скорее, традиционны. Я так работаю. Хуже, чем душа просит, не смогу. Долго раздумывала, как строить показательный урок, что бы этакое выкинуть, но поняла, что ничего менять не нужно, пусть все идет так, как привыкла.
РГ | По школьной программе учитель из года в год должен преподавать одно и то же. Если ничего не менять в построении урока, можно превратиться в ремесленника. Вам удается избежать повторов?
Богданова | Тексты произведений вроде бы одни и те же. Но жизнь меняется, и я меняюсь, и каждый раз по-другому осмысливаю их, и параллели можно другие проводить. К примеру, у Достоевского есть размышления о правах и свободе человека. На днях слушала в передаче Соловьева выступление владыки Алексия на эту тему. А у меня только что прошел урок в классе, где мы с ребятами почти теми же словами определяли жизненные позиции современников. И они эту передачу тоже видели. Разве такой урок забудут? Главное, чтобы они сами себе были интересны, чтобы тема зацепила, тогда ни один не останется равнодушным.
РГ | А что это значит – быть интересным на уроке самим себе?
Богданова | Да все просто. Я стараюсь через детей, через их самоощущения идти к книге. К примеру, перед чтением главы «Сон Обломова» раньше раздавала карточки с вопросом, почему этот сон считается главным для осмысления романа? А сейчас вопросы ставлю по-другому. Каждый перед чтением должен заглянуть в себя, подумать и найти свои отрицательные черты, и попытаться понять, откуда, как, когда они появились. Помните: «Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу». Когда ребята разберутся в себе, тогда и герой произведения становится понятнее и ближе.
РГ | Вы руководите научным обществом гимназистов. Что оно дает и вам, и ребятам?
Богданова | Занятия в обществе – это стимул, не позволяющий идти на уроках по накатанной колее. Сегодня много разговоров, что старшие школьники плохо знают классиков и совсем не интересуются современными авторами. Мы берем темы, которые не затрагивает школьная программа. Читаем то, что не каждый педагог выберет. К примеру, произведения Ирины Денежкиной, обладателя премии «Национальный бестселлер». В книге «Дай мне» она пишет о любви, о молодых, задается вопросом, почему мы стали так разобщены, что человеку среди людей не хватает тепла, общения, искренней дружбы. В тексте встречается ненормативная лексика, поэтому и речи нет о включении книги в школьную программу. Но порассуждать и об этом можно. В конце концов, каждый получит от книги то, что ищет.
У школьников нет жизненного опыта, они и в сочинениях выражают себя настолько, насколько свободно умеют владеть словом. Поэтому приходится находить такие темы, чтобы в них был простор для мысли и возможность каждому рассказать о себе, о своем видении прочитанного.
РГ | Кстати, кто ваш любимый писатель?
Богданова | Достоевский. Когда ребята писали сочинение по творчеству писателя, я им дала эпиграф от Юрия Карякина: «У каждого есть своя старуха, даже если ты не убивал ее. У каждого своя Елизавета, только она иначе называется». И объяснила суть: если кто-то хотя бы раз, глядя на человека, мысленно поставил себя выше его – не в чем-то, а из-за чего-то, то есть, если вы разделили людей по разрядам и соответственно относитесь к ним, то вот вам и «старуха». И если хотя бы раз, спасая себя, переступили через человека, то вот вам и «Елизавета». Они поняли. Как-то в одном из классов спросила, был ли в жизни каждого случай, после которого стало стыдно. Большинство ответило отрицательно. Значит, к 16 годам не сформировалось умение себя оценивать критически. А многие с этим и по жизни пройдут, не задумываясь о других, не умея сопереживать. Это – страшно.
РГ | А какие черты вы считаете главным в современнике, что вы говорите ученикам?
Богданова | Считается, что сегодня плохо быть слабовольным, мягкотелым. Важны целеустремленность, упорство в достижении цели, но при этом нельзя идти по головам, не оглядываясь. Достижение цели не может оправдывать любые средства. Учу ребят сопереживать другим, уважать чужое мнение, быть нравственными и нормально относиться к людям с неславянской внешностью. У писателя Олжаса Сулейменова есть своеобразная формула толерантности: можно любить родную степь, но нельзя не уважать чужие горы.
Беседовала
Евгения Лежанина Российская газета
Другие публикации в тему: |
|
Коммуна • №135 от 13 сентября 2012 г. • Александр Ковалёв как отражение народных ожиданий • Подробнее...
Коммуна • №113 от 7 августа 2009 г. • Имя в литературе. Добрейший Добряков / Своё сердце он отдал детям, чтобы они вырастали добрыми и умными • Подробнее...
Молодой коммунар • №79 от 28 июля 2009 г. • Четыре жизни Татьяны Григорьевны • Подробнее...
Воронежская неделя • №13 от 1 апреля 2009 г. • Об Аркадии Давидовиче – брэнде и человеке • Подробнее...
Коммуна • №76 от 29 мая 2008 г. • Музыка звучит. Михаил Носырев, его жизнь и творчество • Подробнее...
14:12 • 28 января 2008 • Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий награжден орденом • Подробнее...
22:12 • 29 ноября 2007 • Виктора Атласова поздравили 70-летием в Воронежской городской Думе • Подробнее...
12:51 • 30 августа 2007 • Воронежский мэр награждён орденом «За службу России» • Подробнее...
12:58 • 7 марта 2007 • Победителем конкурса Общественной палаты Воронежской области «Лицо женщины года» в номинации «Воспитание детей» названа заведующая детсадом № 100 • Подробнее...
11:21 • 23 ноября 2006 • Борис Скрынников поздравил с 90-летним юбилеем Героя Советского Союза • Подробнее...
|