Воронежская область • газета "Коммуна" • №4 от 14.01.2004 Совмещение выборов: правовой аспектВ последнее время вопросы совмещения выборов различного уровня привлекают к себе повышенное внимание. На 14 марта 2004 года назначены выборы Президента Российской Федерации. В целях совмещения дня голосования на выборах главы администрации Воронежской области с днем голосования на выборах Президента Российской Федерации сокращен срок полномочий главы администрации области, выборы назначены также на 14 марта 2004года. Проведение совмещенных выборов, несмотря неопределенные сложности, имеет немало плюсов. Это. исключает излишний параллелизм в работе избирательных комиссий. Не следует забывать и о том, что сведение различных видов выборов к единой дате голосования снижает расходы на их подготовку и проведение, нагрузку на соответствующие бюджеты, а также на государственные и муниципальные средства массовой информации. Конечно, совмещение выборов отмечается усилением нагрузки на избирательные комиссии, увеличением объемов избирательной документации,
Говоря о совмещении выборов, важно учитывать, что с юридической точки зрения оно может иметь место в двух случаях: во-первых, если истечение сроков полномочий различных выборных органов совпадает по времени; во-вторых, если истечение сроков полномочий различных органов согласуется по времени посредством изменения (продления или сокращения) полномочий одного (или нескольких) из этих органов. Оценивая указанные варианты совмещения избирательных кампаний, нельзя не признать, что естественное сочетание различных выборов может иметь место лишь в крайне редких случаях и при особо благоприятном стечении обстоятельств.
В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» институт совмещения выборов не был обойден вниманием законодателя. Во-первых, теперь этому вопросу посвящена отдельная статья (ст.82) указанного Закона, тогда как прежде о совмещении выборов речь шла наряду с иными вопросами, касающимися заключительных положений данного законодательного акта. Во-вторых, в настоящее время допускается не только совмещение выборов более низкого уровня с выборами более высокого уровня, но и совмещение дня голосования на выборах одного уровня: в органы государственной власти одного и того же субъекта РФ или в органы местного самоуправления одного и того же муниципального образования. В-третьих, сейчас в целях совмещения дня голосования на различных выборах предусматривается возможность продления или сокращения сроков полномочий органов государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления не более чем на один год. В-четвертых, указанный Федеральный закон не содержит оговорки о том, что изменения сроков полномочий органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления должны иметь однократный характер. В-пятых, применительно к совмещению дня голосования на выборах в органы государственной власти одного и того же субъекта РФ теперь прямо оговаривается, что в этих целях допускается изменение нормативно установленных сроков полномочий только одного из органов государственной власти субъекта РФ. Все эти положения законодательства призваны способствовать усилению интереса к совмещению выборов.
Важно учитывать, что изменение сроков полномочий не является самоцелью, а подчинено задаче совмещения избирательных кампаний. По закону совмещение должно быть привязано к дате голосования на выборах более высокого уровня или на выборах в одном и том же субъекте РФ (муниципальном образовании).
При принятии решения о совмещении выборов, как правило, можно говорить лишь о предполагаемой их дате. Вместе с тем при принятии решения о продлении или сокращении сроков полномочий в целях совмещения выборов компетентным органом необходимо учитывать, что оно должно быть принято до истечения отведенных по закону сроков назначения очередных выборов. Так, согласно статьи 10 Федерального закона период от назначения выборов до даты их проведения не может превышать 110 дней на выборах в федеральные органы государственной власти, 100 дней - на выборах в органы государственной власти субъекта РФ, 80 дней -на выборах в органы местного самоуправления.
Что касается нормативного акта, которым надлежит оформлять продление или сокращение срока полномочий, то в отношении органов государственной власти субъекта РФ это должен быть закон данного субъекта, а в отношении органов местного самоуправления - нормативный правовой акт муниципального образования. При этом нужно учитывать, что сроки полномочий соответствующих органов закрепляются на региональном уровне Конституцией или Уставом субъекта РФ (ст.4 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а на уровне местного самоуправления -Уставом муниципального образования (ст.8 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). А так как и Конституция (Устав) субъекта Федерации, и Устав муниципального образования могут быть приняты не только законодательным (представительным) органом власти, но и посредством референдума, то и при изменении сроков полномочий соответствующих органов необходимо ориентироваться на принятие аналогичного по юридической силе нормативного правового акта.
В соответствии со статьей 73 названного Федерального закона решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено только путем принятия на референдуме иного решения. Говоря о порядке изменения (продления или сокращения) сроков полномочий выборных органов местного самоуправления, важно также учитывать, что их предметное закрепление согласно статьи 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» может иметь место только в уставе соответствующего муниципального образования.
Поэтому при применении статьи 82 указанного Федерального закона необходимо опираться на комплексный анализ всего избирательного законодательства, помнить о том, что такое совмещение должно мотивироваться не только целесообразностью, но и подкрепляться безусловной опорой на предписания закона.
Благодаря совмещению выборов можно не только разумно сочетать сроки проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов, но и экономить финансовые, организационные, кадровые, информационные и иные ресурсы.
Председатель избирательной комиссии Воронежской области
Владимир СЕЛЯНИН.
Заместитель начальника отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Воронежской областной прокуратуры Светлана АРТАМОНОВА. Коммуна
Другие публикации в тему: |
|
Берег • №16 от 16 апреля 2004 г. • За алхимию ответил. Головой • Подробнее...
Воронежское обозрение • №13 от 25 марта 2004 г. • Единомышленниками оказались не все с кем работал губернатор • Подробнее...
Воронежское обозрение • №13 от 25 марта 2004 г. • «37-й год - это смешинки». Серьезным будет протрезвенье • Подробнее...
Воронежское обозрение • №13 от 25 марта 2004 г. • «Приятные итоги выборов" констатировал председатель облизбиркома Владимир Селянин • Подробнее...
Коммерсант Черноземье • №51 от 24 марта 2004 г. • Коммунисты собирают компромат на воронежского губернатора • Подробнее...
17:21 • 24 марта 2004 • Глава Воронежской обладминистрации торжественно вступил в должность • Подробнее...
15:26 • 19 марта 2004 • Инаугурация главы Воронежской областной администрации Владимира Кулакова состоится 24 марта. • Подробнее...
17:48 • 16 марта 2004 • Депутаты протестуют против результатов выборов • Подробнее...
11:07 • 15 марта 2004 • Больше 50 % воронежцев, пришедших на выборы, подтвердили право Владимира Кулакова занимать губернаторское кресло • Подробнее...
06:00 • 15 марта 2004 • Лидер - Владимир Кулаков • Подробнее...
|