Воронежская область • газета "Молодой коммунар" • №89 от 14.08.2007 «Русский луноход» отправляется на Восток– Сколько времени прошло с момента последней публикации «Молодого коммунара» о нашем предприятии? Месяца полтора? Так вот, за это время мы освоили выпуск двух экскаваторов: 30 тонного гусеничного ВЭКС-30 и 20 тонного колесника ВЭКС-20К. Машины прошли сертификацию и уже находятся в серийном производстве…. Генеральный директор научно-производственного предприятия «Воронежский завод экскаваторов» Анатолий Маркеев не может скрыть гордости: новый этап в развитии производства достигнут со значительным опережением бизнес-плана. Понятно, что для достижения этого результата потребовались и дополнительные инвестиции материнской компании, ОАО «Кировский завод», и огромное напряжение сил руководителей и конструкторов, всего коллектива ВЗЭ.
Опыт решения таких задач у экскаваторщиков уже был. Реализация петеребуржско-воронежского проекта началась в канун 2007 года, когда ВЗЭ был зарегистрирован как дочернее предприятие Кировского завода и заключил договор на аренду мощностей банкротящегося ОАО «ВЭКС Воронежский экскаватор», а также рабочих чертежей трех экскаваторов. Первая партия из десяти 40‑тонных гусеничных машин ЭО-5225 была собрана в невероятно короткий срок для, казалось, навсегда умершего производства – за три месяца.
ВЭКС продолжал тягостную процедуру банкротства, трудностей меньше не становилось, но инновационный процесс только ускорялся.
–Мы решили, что лучше уж сразу преодолеть все трудности старта, чем растягивать переходный период на годы, – говорит Маркеев.
Две последующие модели были собраны так быстро, будто никогда не сходили с конвейера. Сегодня осваивается и принципиальная новинка – 30 тонный гусеничный экскаватор с прямой лопатой. Другие российские и зарубежные поставщики предлагают менее удачные модели; между тем прямая лопата очень удобна для погрузочных и во многих случаях – для земляных работ…
Ритм конвейера удалось сохранить даже несмотря на то, что вскоре после выпуска первой партии экскаваторов остановился литейный завод – бывший литейный цех завода им. Коминтерна. Заказы на литье пришлось срочно перераспределять на другие предприятия Воронежа и на питерские подразделения самого Кировского завода.
Сложнее оказалось с поставками редукторов. Этот узел, с помощью которого приводится в движение экскаватор и поворачивается платформа, заказать на стороне оказалось невозможно: его могли изготовить только в бывшем редукторном цехе завода, который до последнего времени арендовало стороннее предприятие. Оно, увы, не справилось с графиком поставок. В результате в сборочном цехе начала копиться незавершенка: десятки готовых ходовых платформ с гусеницами стояли по одну сторону цеха, десятки стрел с ковшами – по другую.
Сегодня такой картины на заводе не увидишь. Договор аренды цеха был переоформлен в пользу Воронежского завода экскаваторов, и выпуск редукторов возобновился в необходимом объеме: 20 штук в месяц. А НПП «Воронежский завод экскаваторов» сразу расширил масштаб своей деятельности. Теперь он включает в себя не три, как изначально предполагалось, а целых пять цехов. И численность персонала выросла – с 320 до 450 человек.
Проблемы комплектации на этом не закончились. Возникли трудности с поставками гидравлических насосов и распределителей из Германии. Фирма «Бош» принимает заявки за год, а ВЗЭ работает-то чуть больше полугода и пока расходовал импортные комплектующие из старых запасов. Но никто не сомневается, что и эта проблема будет преодолена. Даже если немцы не выручат сверхплановыми поставками, некоторое время можно будет поработать с итальянскими поставщиками или что-то еще придумать… Коллектив ВЗЭ продемонстрировал такую высокую способность к творчеству, что, кажется, непреодолимых проблем для него уже нет…
Преодолеть все трудности в режиме «Все и сразу» – то тактическое соображение руководства завода. Есть и стратегическое. В отличие от советских времен, рекорды делались не ради красной цифры отчета, а в силу экономической необходимости. Имея в прейскуранте полную линейку выпускаемой техники, можно быстрее выйти из полосы убытков, неизбежной на этапе становления производства.
– Причем колесных экскаваторов ВЭКС за всю свою историю сделал всего 14 штук. А мы, наоборот, делаем на них акцентированную ставку: модель очень перспективна – в первую очередь, как экспортная машина.
Колесник ВЭСК-20К – это настоящий джип с ковшом. Привод «4x4» обеспечивает машине уникальную проходимость. Экскаватор может промчаться по шоссе со скоростью до 40 километров в час, а потом подняться в горы и работать в условиях, где другая техника не выдержит нагрузок. За эту особенность экскаватор уже получил у заводчан прозвище – «Луноход».
Неудивительно, что русским «Луноходом» заинтересовались жители кавказского, а также ближне- и средневосточного зарубежья. Уже создано совместное российско-азербайджанское предприятие, которое будет продавать воронежский колесник в Закавказье, Иране, Ираке, Афганистане. Там, где, к слову, хорошо помнят воронежскую продукцию, выпускавшуюся под «коминтерновской» маркой, и репутация наших экскаваторов не была подпорчена в эпоху безвременья.
В России, к сожалению, репутационный фактор пока работает не в пользу воронежцев. Многочисленные кризисы на ВЭКСе в недавнее время создали экскаваторщикам славу необязательных поставщиков. И на протяжении месяцев требовалось доводить информацию до потенциальных партнеров о том, что предприятие, которое так часто простаивало на протяжении последних 10 лет, сегодня просто работает – фактически в полторы смены.
–Эта нехитрая информация была главной нашей рекламой, – рассказывает заместитель гендиректора по коммерческой работе Александр Носков. – Но этого оказалось достаточно, чтобы привлечь таких солидных покупателей, как «Евроцемент», «Тольяттиазот», крупные строительные компании Поволжья, Сибири, Юга России, а также Прибалтики, Киргизии, Казахстана… «Советская» география поставок воронежских экскаваторов понемногу восстанавливается.
Но нет пророка в отечестве своем – в нашей области воронежский экскаватор пока не востребован, хотя именно под наши грунты он и сконструирован, да и сервисное обслуживание воронежцы могут получить, не отходя от котлована. Возможно, местный патриотизм в полной мере проявится в ходе строительства новых блоков Нововоронежской АЭС, где объем земляных работ будет огромен?
Но не на это делают главную ставку инициаторы. Их главная задача накануне вступления в ВТО – ни больше ни меньше – ввести страну в тройку мировых лидеров экскаваторостроения – наряду с Германией и Японией.
В силу сложившегося мирового разделения труда машиностроители всех стран для производства элитных машин используют немецкие гидравлические цилиндры и итальянские шланги; в остальном, по уверению Маркеева, мы уже сейчас способны достойно конкурировать и с Западом, и с Востоком.
–Недавно побывали на международной выставке строительно-дорожной техники в Москве и внимательно изучили лучшие образцы техники. По крайней мере, наши технические данные и качество обработки сравнимы уже сейчас с зарубежными аналогами.
Работать на опережение воронежцев заставляют планы будущих конкурентов. Японская корпорация «Камацу» объявила о своем намерении строить сборочный завод в России, причем, скорее всего, под боком у ВЗЭ, в свободной экономической зоне Липецкой области.
–Все машины, запланированные японцами к выпуску, – именно нашего класса! Так что и за место на российском рынке придется жестоко драться.
Годом истины, по убеждению гендиректора ВЗЭ, станет 2009й. К этому времени конструкторы НПП ВЗЭ совместно с коллегами Кировского завода обещают выдать чертежи новой линейки экскаваторов, которые будут собирать в цехах, переоборудованных по последнему слову техники.
Удивительно, что все эти экономические чудеса происходят в самых «неудобных» условиях. «Кировский» проект, наверное, никогда не был бы затеян, если бы инициаторы не надеялись выкупить производственную недвижимость в ходе торгов банкротящегося ВЭКСа.
Когда-то спекулянтам эти объекты заводской недвижимости достались за копейки. Реальному инвестору, которого столько долго здесь ждали, придется платить по полной. Но назад пути нет. Без этого не добиться рентабельности производства. Если бы не подобные внепроизводственные расходы, уже сейчас завод работал бы практически без убытков.
Сроки торгов сдвигаются на более позднее время, арендная плата повышается; так и не став полноправным хозяином цехов, ВЗЭ вынужден вести себя как хозяин. И, например, ремонтировать крыши, вести подготовку цехов к зиме.
В этом сказывается не столько забота об имуществе, сколько забота о людях – тех, кто и сейчас, на старых станках делает вполне конкурентоспособную продукцию. На днях здесь отмечали удивительный юбилей. Трое работников – токарь Василий Шишлов, главный металлург Митрофан Давыдов, кузнец Дмитрий Чагин отмечали 55 лет (!) заводского стажа. Как положено, были премии, подарки, праздничный стол и даже поздравления от последнего директора завода им. Коминтерна Анатолия Картушина… Конечно, формально юбиляры работают на ВЗЭ по 6–7 месяцев, но здесь «коминтерновский» стаж идет в зачет. Более того, хотя сегодня завод не испытывает дефицита кадров, бывших коминтерновцев все равно принимают на работу
Планы по развитию «социалки» на предприятии насчитывают больше пунктов, чем производственная программа. Маркеев надеется вернуть на баланс заводскую турбазу и детский лагерь, организовать спортзал, восстановить музей…
Традиция доброго отношения к человеку труда – это единственное, что руководители готовы вернуть на территорию завода без изменений.
Александр Саубанов Молодой коммунар
Другие публикации в тему: |
|
Коммерсант Черноземье • №77 от 29 апреля 2009 г. • ОАО «Рудгормаш» распродают по частям // Его активы оценены меньше чем в половину задолженности • Подробнее...
Коммерсант Черноземье • №9 от 22 января 2009 г. • Не СРОслось // Конкурсного управляющего ВЭКСа могут привлечь к дисциплинарной ответственности • Подробнее...
Коммерсант Черноземье • №188 от 16 октября 2008 г. • «Изодом» выходит на панель • Подробнее...
Коммуна • №117 от 12 августа 2008 г. • Всё – на продажу, или Куда уходит «Энергия»? • Подробнее...
Коммерсант Черноземье • №127 от 23 июля 2008 г. • Собственники «Рудгормаша» заняли круговую оборону • Подробнее...
10:49 • 1 апреля 2009 • Воронежский завод ЗАО «Рудгормаш» возобновляет работу, приостановленную из-за снижения заказов • Подробнее...
11:37 • 20 октября 2007 • «Воронежсинтезкаучук» отметил 75-летие со дня основания завода • Подробнее...
10:36 • 30 августа 2007 • ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор с 3 сентября будет ограничен в энергопоставках • Подробнее...
12:51 • 24 августа 2007 • Торги по продаже имущества ВЭКСа откладываются на неопределенный срок • Подробнее...
13:49 • 8 августа 2007 • Специалисты Российской Академии наук и ОАО «Концерн «Созвездие» подписали протокол о сотрудничестве • Подробнее...
|