Воронежская область • газета "Новая газета в Воронеже" • №25 от 18.04.2008 Полупроводники / Хроника ВЗПП. Как его хоронили. Куда уходили активы. Кто обеспечивал прикрытие.13 марта 2008 года заместитель начальника Следственного комитета при МВД России Юрий Алексеев подписал постановление о возбуждении уголовного дела по факту преднамеренного банкротства ОАО «ВЗПП» «Воронежский завод полупроводниковых приборов». За всю историю Воронежа решение о возбуждении вроде бы «местного» уголовного дела на столь высоком уровне принималось, по-видимому, впервые. Воронежские силовики таким образом получили четкий сигнал относительно своего служебного соответствия.
Полная неспособность местных органов работать по серьёзным экономическим преступлениям выявилась, ясное дело, не сегодня и даже не позавчера. По количеству банкротств Воронежская область за последние годы вышла на второе место в России, уступая только Москве и обогнав Санкт-Петербург и Московскую область.
Так случилось, что в деле о банкротстве ОАО «ВЗПП» взяли на себя основную работу по защите интересов государства не правоохранительные органы и прочие госструктуры, действующие на территории Воронежской области, а общественность. Это дело удалось не похоронить благодаря многим людям. Прежде всего благодаря депутатам Галине Кудрявцевой и Александру Пономареву, антикоррупционному комитету областной Думы. Но точку ставить рано.
ОАО «ВЗПП», бывшее НПО «Электроника», считалось крупнейшим научно-производственным объединением Воронежской области. В советские времена на предприятии работало около 45 тысяч человек. Менеджеры ОАО «ВЗПП» получили от советской власти «наследство» стоимостью в сотни миллионов долларов. И решили им распорядиться исключительно в собственных интересах.
С января 2002 года на ОАО «ВЗПП» стали плодиться дочерние предприятия. Этим «дочкам» совершенно безвозмездно передавалось имущество акционерного общества. «Электронику» открыто готовили к банкротству. Миноритарные акционеры сразу же забили тревогу. Но – безрезультатно. Правоохранительные структуры категорически не желали заниматься своей работой.
За 2002–2004 годы, согласно данным баланса, стоимость основных средств предприятия сократилась с 723 до 175 миллионов рублей. Балансовая стоимость принадлежащих ОАО «ВЗПП» зданий уменьшилась со 194 до 7 миллионов рублей, машин и оборудования – с 438 до 124 миллионов. Губернатор Воронежской области Владимир Кулаков был вынужден заявить о том, что «сегодня микроэлектроники у нас нет». И, «что особенно печально, её восстановить невозможно».
Сумма долгов акционерного общества государству в то время уже превышала 200 миллионов рублей. «Органы», тем не менее, продолжали бездействовать. Заняться делом ОАО «ВЗПП» всё-таки пришлось. Помогло счастливое стечение обстоятельств.
Как до этого работала отлаженная система «борьбы» с экономическими преступлениями? Дела возбуждались и прекращались по причинам совершенно непонятным. Иногда доходили до суда, где зачастую рассыпались самым позорным образом. Позорные провалы, однако, ничуть не волновали доблестных борцов с экономикой – «спорные» активы за время «расследования» сфабрикованного дела уже переходили в «нужные» руки.
Сама система при этом работала по принципу «чёрного ящика». Общество на выходе получало минимум информации – пару абзацев маловразумительного текста, заканчивающегося отпиской: «Признаки состава преступления отсутствуют». В случае ОАО «ВЗПП» эта отлаженная система дала сбой. На посту прокурора области оказался «чужой» - выходец из Саратова Александр Пономарёв.
История с уводом активов «Электроники» к тому времени уже прогремела в воронежской прессе. Ею занимался антикоррупционный комитет облдумы, депутаты писали в разные инстанции. Ну и что из этого? Да плевали наши местные оборотни на любые государственные и общественные интересы! Первый отказ в возбуждении уголовного дела уместился на 1 страничке. И вдруг – сюрприз. Облпрокуратура просит повторить проведённую проверку. И так – четыре раза подряд.
Системе, таким образом, пришлось включиться в работу, проводить следственные мероприятия, изымать документы. Писать раз за разом отказы – но уже с фактами, фактами, фактами! Рожать – уже на глазах у общественности! – самые настоящие шедевры. Вот, к примеру, четвёртый отказ в возбуждении уголовного дела: следствие признаёт тот факт, что благодаря действиям менеджеров за два года стоимость основных средств АО уменьшилась в 5,2 раза (!), однако при этом констатирует, что «показатели существенно не ухудшились и признаки преднамеренного банкротства не установлены» (!).
…Уголовное дело по факту преднамеренного банкротства ОАО «ВЗПП» было возбуждено всё-таки облпрокуратурой в сентябре 2005 года. Дело возбуждалось – прекращалось – возбуждалось – срок следствия продлевался, продлевался, продлевался… То, что в прикрытии этого дела были заинтересованы весьма влиятельные лица, было видно невооружённым глазом. И вот 10 августа 2007 года следственная часть при ГУ МВД России по ЦФО сумела всё-таки прикрыть. Прокурор Пономарёв к этому времени уже покинул нашу область, а потому облпрокуратура согласилась с этим решением. Однако ларчик-то уже приоткрылся. И приоткрылся очень даже выразительно.
* * *
Губернатор Воронежской области недавно сделал интересное признание. «Мы оказались в положении, когда наша промышленность, основной источник наших доходов, никакому восстановлению и реконструкции не подлежит. Почти все предприятия – кандидаты в покойники», - заявил В. Кулаков.
Диагноз, безусловно, суровый – будущее нашей области выглядит совершенно беспросветным. Но почему же воронежская промышленность в нынешней сверхблагоприятной экономической ситуации прямо-таки обязана загнуться? Почему в областях, окружающих Воронежскую, промышленное производство растёт, и только у нас – падает? Понять это, в общем-то, может любой человек, прочитавший Постановление о прекращении уголовного дела по ОАО «ВЗПП». И для этого ему вовсе не надо быть профессионалом.
Да, профессионалы – те прямо-таки укатываются, читая откровения, которыми насыщено данное постановление. Однако для того, чтобы оценить перспективы «развития» нашей области, достаточно вообще-то одного лишь здравого смысла и обычной человеческой логики.
Вот, к примеру, пара эпизодов, интересных ещё и тем, что их, по сути, навязала следствию та самая общественность. Всё началось с того, что в мае 2005 года судебные приставы арестовали векселя, принадлежащие ОАО «ВЗПП», на сумму 119 млн рублей. И быстренько продали их некоему ООО «Макси» за 1 млн 144 тыс. руб. – то есть за сумму, составляющую менее 1% (!) от их номинальной стоимости. Убытки ОАО «ВЗПП» за этот день составили, таким образом, более 118 миллионов рублей.
Как потом выяснилось, все эти «векселя» являлись, по сути, «фантиками», которые были получены от всевозможных давно усопших «фирм», заполнены одной и той же рукой со всеми возможными и невозможными нарушениями. Некоторые из этих «векселей» были просто ксерокопиями (!) давно погашенных векселей Сбербанка. Перед следствием встала сложная задача. Отрицать теперь общеизвестные факты было уже невозможно. А потому и пришлось писать в «Постановлении» вещи совсем занятные.
89 миллионов «фантиков», к примеру, были получены от некой ОООшки. Директор ОАО «ВЗПП» Рязанцев и директор ОООшки на следствии пояснили, что «данная хозяйственная операция носила формальный характер и имела место лишь на бумаге», и потому «ликвидность векселей не проверялась» и «никакого ущерба предприятию нанесено не было». И следствие – вы только не смейтесь! – с этой «версией» согласилось.
Подождите минуточку, но ведь эти-то «фантики» были получены за вполне реальные векселя самого ОАО «ВЗПП». Те самые векселя, за которые менеджеры «Электроники» имели обыкновение рассчитываться совершенно реальными активами стоимостью в десятки миллионов долларов. Эти-то векселя в чьих карманах осели? Но следователи СЧ ГУ МВД России по ЦФО этого вопроса почему-то не задали.
А ту ОООшку, которая «обула» ОАО «ВЗПП» на 89 миллионов, затем продали за 4 млн рублей. Которые заплатили… ксерокопиями векселей Сбербанка. Этот факт следствие установило (куда теперь деваться!), но г-н Рязанцев снова пояснил, что «и эта сделка была формальна». И следствие опять пришло к выводу, что «никакого ущерба заводу нанесено не было» (а четыре миллиона-то за что «заплатили»?). И установить, кем именно изготовлены документы о продаже, не удалось тоже! Ибо директор ОООшки показал, что сделка проводилась непосредственно Рязанцевым, а Рязанцев сказал, что сделка формальна. Вот задачка почище убийства Кеннеди.
А вот ещё один эпизод. ОАО «ВЗПП» создаёт для чего-то некую ОООшку и передаёт ей имущество на сумму около 6 миллионов рублей. Проведённая судебная экспертиза, правда, пришла к заключению, что стоимость переданного имущества составила не 6, а 196 млн рублей. Члены совета директоров ОАО «ВЗПП», видимо осведомлённые о том, что в Уголовном кодексе РФ существуют такие статьи, как ст. 159 («Мошенничество»), ст. 201 («Злоупотребление полномочиями»), ст. 165 («Причинение имущественного ущерба путём обмана или злоупотребления доверием»), забеспокоились.
Председатель совета директоров Мещеряков пояснил, что вопрос об участии ОАО «ВЗПП» в ОООшке на заседании не рассматривался, а соответствующий протокол появился «задним числом» по инициативе одного из членов совета – Дмитриева. Аналогичные показания дали двое других членов совета, остальные трое «данные обстоятельства не подтвердили». Допрошенный Дмитриев утверждал, что о принятых решениях он узнал от Мещерякова. И какой же вывод сделало из этого следствие? Затаите дыхание.
«Иными способами установить истину по обстоятельствам проведения совета директоров… не представляется возможным, - написано в «Постановлении». – Учитывая изложенное… состав преступления отсутствует».
Представляете себе ситуацию: убийцу поймали прямо над телом жертвы. И тут возникает «юридический тупик»: каждый из преступников говорит, что убивал другой. Какой вывод должно сделать следствие? Только один: «Состав преступления отсутствует», ибо «иными способами установить истину невозможно».
* * *
Рассказать обо всех приключениях, которыми насыщено «Постановление», достаточно затруднительно – действия менеджеров ОАО «ВЗПП», на наш взгляд, можно без труда квалифицировать по целому десятку статей УК РФ. Но ощущение собственной безнаказанности у этой группы лиц было, надо думать, полным. Чем менеджеры, похоже, достали уже и само Провидение. А что делает Провидение, когда желает наказать кого-либо? Оно лишает человека разума.
В 2003 году менеджеры ОАО «ВЗПП» заказали московской юридической фирме «ЮРКОН» обзор на тему: как им, менеджерам, в ходе грядущего банкротства сохранить те активы, которые созданные ими «дочки» увели у акционерного общества. «ЮРКОН» в деталях расписал план операции, который и стал затем проводиться в жизнь. Особую пикантность заказу придавало то обстоятельство, что он был оплачен… самим ОАО «ВЗПП». Жертва сама профинансировала разработку программы по своему собственному уничтожению. В английском языке есть такое выражение – red-handed. Так говорят о преступнике, пойманном прямо на месте преступления, буквально - «с окровавленными руками». Группа, обанкротившая ОАО «ВЗПП», оказалась пойманной именно так.
Материалы отчёта, подготовленного «ЮРКОНом», всё расставили по своим местам. Любому юристу известно, что наличие подготовленного «плана мероприятий» является важнейшим квалифицирующим признаком, позволяющим говорить о том, что преднамеренное банкротство ОАО «ВЗПП» готовилось (и осуществлялось) преступным сообществом, то есть сплочённой организованной группой, созданной для совершения тяжких и особо тяжких преступлений (ч. 4 ст. 35 УК РФ).
Таким образом, была собрана совершенно фантастическая по своей полноте и объёму доказательная база. Тогда именно общественности, а не правоохранителям удалось сделать достоянием гласности такие убийственные факты по делу о банкротстве ОАО «ВЗПП», которые позволяли говорить о том, что ни одно дело, касающееся совершения экономических преступлений на территории нашей области, даже близко не было доведено до такой степени отточенности.
Воронежские правоохранительные органы – впервые за последние 15-20 лет – получили возможность провести безупречный, с юридической точки зрения, судебный процесс. О том, как они эту возможность использовали, мы уже знаем.
«Оценив в совокупности собранные материалы уголовного дела, следствие приходит к выводу, что за период 2002–2005 гг. действительно имел место ряд сделок ОАО «ВЗПП», сопровождавшихся отчуждением имущества предприятия, - говорится в «Постановлении о прекращении уголовного дела». – Однако данные сделки носили характер исключительно хозяйственной деятельности завода». И вообще - весь текст Постановления буквально насыщен фактами, фактами, фактами, говорящими о непреодолимом желании менеджеров ОАО «ВЗПП» делать королевские, ценою миллионы и десятки миллионов долларов, подарки всевозможным частным лавочкам, облепившим акционерное общество. Но что же помешало следствию сделать вывод о том, что целью дарения всех этих подарков не было именно банкротство? Еще раз затаите дыхание.
«В период с 1998 г. по май 2005 г. генеральными директорами ОАО «ВЗПП» являлись Сегал Ю.Е., Цыганок Н.Н., Фоменко Ю.Л., Рязанцев Б.Г., Фролов В.В., - читаем в Постановлении. – Частая их сменяемость затрудняет в должной степени разграничить и оценить действия каждого на посту руководителя на момент принятия решений по сделкам по отчуждению имущества ОАО «ВЗПП»… Таким образом, следствием не добыто достаточных доказательств совершения руководством ОАО «ВЗПП» действий, направленных на преднамеренное банкротство предприятия…».
Владимир БРЕНДЕЛЕВ, специально для «Новой» в Воронеже»
P.S. В самом конце марта председатель Воронежского арбитражного суда Виктор Анохин направил руководителю Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаилу Мокрецову письмо с просьбой ускорить процесс банкротства предприятия. И упрекнул ведомство в затягивании этого процесса.
Без комментариев. Новая газета в Воронеже
Другие публикации в тему: |
|
Коммерсант Черноземье • №77 от 29 апреля 2009 г. • ОАО «Рудгормаш» распродают по частям // Его активы оценены меньше чем в половину задолженности • Подробнее...
Коммерсант Черноземье • №9 от 22 января 2009 г. • Не СРОслось // Конкурсного управляющего ВЭКСа могут привлечь к дисциплинарной ответственности • Подробнее...
Коммерсант Черноземье • №188 от 16 октября 2008 г. • «Изодом» выходит на панель • Подробнее...
Коммуна • №117 от 12 августа 2008 г. • Всё – на продажу, или Куда уходит «Энергия»? • Подробнее...
Коммерсант Черноземье • №127 от 23 июля 2008 г. • Собственники «Рудгормаша» заняли круговую оборону • Подробнее...
10:49 • 1 апреля 2009 • Воронежский завод ЗАО «Рудгормаш» возобновляет работу, приостановленную из-за снижения заказов • Подробнее...
11:37 • 20 октября 2007 • «Воронежсинтезкаучук» отметил 75-летие со дня основания завода • Подробнее...
10:36 • 30 августа 2007 • ОАО «ВЭКС» Воронежский экскаватор с 3 сентября будет ограничен в энергопоставках • Подробнее...
12:51 • 24 августа 2007 • Торги по продаже имущества ВЭКСа откладываются на неопределенный срок • Подробнее...
13:49 • 8 августа 2007 • Специалисты Российской Академии наук и ОАО «Концерн «Созвездие» подписали протокол о сотрудничестве • Подробнее...
|