Воронежская область • газета "Молодой коммунар" • №126 от 19.11.2008 Бюджетное послание губернатора Воронежской области В.Г.КулаковаОсновные направления бюджетной и налоговой политики Воронежской области на 2009–2011 годы Уважаемый председатель областной Думы!
Уважаемые депутаты! Уважаемые коллеги!
Работа над важнейшим для области документом – законом об областном бюджете на три ближайшие года идет в условиях воздействия на экономику области ряда внешних факторов, связанных с мировым финансовым кризисом, неопределенностью на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Конструктивными усилиями исполнительной и законодательной власти сформирован документ, отвечающий не только современным реалиям, но и способствующий решению долгосрочных проблем социально-экономического развития области.
Как и в прошлом году, мы принимаем трехлетний бюджет, что создает условия для среднесрочного планирования социально-экономического развития области, реализации долгосрочных проектов. Хочу подчеркнуть – причин для паники и необоснованных заявлений в связи со сложностями на мировых финансовых рынках нет. Высокая диверсификация экономики региона и достигнутый уровень развития основных отраслей и сфер деятельности, а также меры упреждающего характера позволят компенсировать негативные тенденции, в случае их возникновения.
База, на которой основываются бюджетные проектировки, – итоги экономического и социального развития области в текущем году. В 2008 году прирост валового регионального продукта и промышленного производства, по оценке, составит около 8, инвестиций в развитие – около 20 процентов, среднемесячная заработная плата возрастет более чем на 30 процентов.
В текущем году завершена реализация инвестиционных проектов по строительству новых и расширению действующих производств компаниями «Бунге СНГ», «Балтика-Воронеж», «Воронежские дрожжи», «Евдаковский МЖК», «Молочный комбинат «Воронежский», «Европак», «Эльдако», «Крост» и другими. Проведение первого Воронежского инвестиционного форума дало хороший толчок к началу реализации в текущем году более десятка крупных инвестиционных проектов, в том числе: строительство цементных заводов («Евроцемент групп», «Хайдельберг цемент»), завода по производству флоат-стекла («Огнеупоры и технологии»), свежезамороженных овощей («Хортекс») и ряда других.
Всего в области на различных этапах реализации находятся более 200 инвестиционных проектов с объемом вложений около 800
млрд. руб. Хочу подчеркнуть, что большая часть инвесторов не изменила своих намерений по реализации проектов в условиях финансовой нестабильности. Я благодарен им и подтверждаю, что мы гарантируем выполнение в полном объеме всех обязательств по поддержке инвестиционной деятельности, которые зафиксированы в двусторонних соглашениях.
Впервые за последние 8 лет аграрный сектор области демонстрирует практически 20-процентный прирост производства сельхозпродукции. Собран рекордный урожай зерновых (более 4,5 млн. тонн), семян подсолнечника (около 680 тыс. тонн), обеспечен на 10 процентов прирост производства мяса, на 3 процента – молока. В рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» введены в эксплуатацию 8 молочных комплексов на 6,5 тыс. голов коров, 5 свиноводческих комплексов на 95 тыс. голов, племенная ферма ООО «Воронежмясопром» на 2,4 тыс. голов свиноматок, первая очередь птицефабрики «Лискибройлер» (на 30 тыс. тонн), птицефабрика ООО «Ряба» (158 млн. яиц).
С этого года аграрная политика области опирается на Закон «О развитии сельского хозяйства на территории Воронежской области» и пятилетнюю областную целевую программу развития сельского хозяйства. Меры и действия по государственной поддержке сельского хозяйства области, предпринимаемые на региональном уровне, увязаны с национальными приоритетами развития отрасли. Для повышения финансовой устойчивости аграрного сектора поддержки деловой активности в 2009 году предлагается на треть (с 622,8 млн. до 833,7 млн. рублей) увеличить по сравнению с текущим годом расходы бюджета на указанные цели. Основным направлением областной поддержки по-прежнему остается развитие животноводства. Считаю целесообразным внести изменения в законодательные акты области, предусматривающие снижение налоговой нагрузки для организаций, занимающихся животноводством. Я думаю, для всех очевидно, что они находятся в неравных условиях с сельхозтоваропроизводителями, производящими исключительно продукцию растениеводства
Уважаемые депутаты! Одним из вызовов устойчивому экономическому росту России определено преобладание устаревших материало- и энергоемких технологий. Поэтому развитие реального сектора экономики области должно осуществляться на передовой технологической основе. Инновационные программы технического перевооружения активно реализуют акционерные общества «ВАСО», «КБХА», концерн «Созвездие», «Корпорация НПО «Риф», «Космос-Нефть-Газ», Воронежский вагоноремонтный завод им. Тельмана и ряд других предприятий.
В данном направлении задача органов исполнительной власти состоит в формировании инфраструктуры внедрения и коммерциализации наукоемких технологий. В технопарках и бизнес-инкубаторах области уже сейчас располагаются более 50 малых инновационных предприятий, которыми обеспечен почти трехкратный прирост производства инновационной продукции. Идет процесс формирования центров развития нанотехнологий на базе ОАО «Корпорация НПО «РИФ» и ООО «Космос-Нефть-Газ». Всего же в регионе сегодня реализуются около 20 проектов в области наноиндустрии, а в стадии разработки только в Воронежском госуниверситете имеется более 30 проектов. Для целевой поддержки этих и других инновационных проектов мною принято решение об увеличении объема финансирования областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области» в 2009 году в 4 раза (до 100 млн. рублей). Это позволит привлечь на создание региональной инновационной системы из федерального бюджета и внебюджетных источников не менее 500 млн. руб.
В соответствии с приоритетами экономического развития России основной движущей силой перехода к инновационному пути развития должны стать малые и средние предприятия, которые благодаря своей мобильности и гибкой организационной структуре способны к активному внедрению инноваций и быстрой реакции на изменения экономической конъюнктуры.
В текущем году приняты законы области, направленные на создание благоприятных условий для развития бизнеса и предоставляющие приоритетное право субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп арендуемого ими областного и муниципального имущества. Задача органов исполнительной власти в ближайшее время – разработать понятный для предпринимателей механизм реализации указанных законов на областном и муниципальном уровнях. Необходимо обеспечить более существенную поддержку малому и среднему бизнесу: расширить областную программу содействия его развитию в муниципалитетах, увеличить масштабы микрофинансирования малого бизнеса через областной и районные фонды поддержки малого предпринимательства. Мы намерены сделать акцент на поддержку муниципальных программ и гранты начинающим предпринимателям.
Повышению инвестиционной привлекательности региона и увеличению инновационной составляющей экономики области будут способствовать создаваемые промышленные зоны и индустриальные парки. В текущем году завершается предварительный этап, предусматривающий формирование земельных массивов, подготовку технико-экономических обоснований и привлечение потенциальных инвесторов. С 2009 года мы приступаем к проектированию и строительству объектов инженерной инфраструктуры к промышленным зонам. По предварительным оценкам, на решение данной задачи в 2009–2011 годах необходимо направить не менее 5 млрд. руб. Очевидно, реализация столь масштабных проектов невозможна без привлечения средств федерального бюджета и внебюджетных источников. А это требует концентрации усилий на реализации инвестиционных проектов с применением механизмов частно-государственного партнерства. Именно с этой целью мною принято решение о создании в составе Правительства области департамента инвестиционной политики.
Уважаемые депутаты! Первый приоритет в деятельности создаваемого Правительства области – формирование системы стратегического управления социально-экономическим развитием, инструментов оценки и предвидения изменения ситуации. Президент России в Бюджетном Послании отметил важность долгосрочного экономического и бюджетного планирования для выявления рисков и определения целевых ориентиров, на достижение которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы в интересах повышения конкурентоспособности экономики и адресности социальной политики. Несмотря на то, что в области в основном сформированы перспективные плановые документы, имеется ряд проблем, связанных прежде всего с неопределенностью их места и роли в системе государственного управления. В этой связи поручаю в ближайшее время разработать закон области «О прогнозировании и стратегическом управлении», в котором определить взаимосвязь программных документов области с перспективными плановыми документами федерального уровня и финансовыми возможностями, определить механизмы их реализации органами власти области. Стратегия и Программа социально-экономического развития должны быть реальными управленческими программными документами с выходом на конкретные практические действия.
Нестабильность ситуации, связанная с мировым финансовым кризисом, станет для создаваемого Правительства области своего рода экзаменом, потребует от него консолидации усилий, прежде всего в выявлении негативных тенденций, реализации упреждающих мер, направленных на минимизацию возможных спадов производства. С этой целью распоряжением администрации области сформирован совет, включающий в себя представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, председателей профильных комитетов областной Думы, общественных и отраслевых объединений граждан и предпринимателей. В постоянном режиме ведется мониторинг ситуации, вырабатываются конкретные предложения, направленные на повышение устойчивости экономики и социальной сферы области.
При этом важно обеспечить преемственность проводимого курса и сохранить, с одной стороны, инновационный, а с другой – социально-ориентированный путь развития. Решение этой задачи возможно только через наращивание человеческого капитала и инвестиций в образование, науку, здравоохранение, культуру. Инструменты для этого есть, и прежде всего приоритетные национальные проекты, которые уже доказали свою эффективность.
В рамках национального проекта «Здоровье» в первую очередь решалась задача укрепления первичного звена медико-санитарной помощи. Заработная плата медицинских работников первичного звена за два года выросла в среднем в 2,9 раза, работников фельдшерско-акушерских пунктов и скорой медицинской помощи – в 2,2 раза. Существенно возросла материальная обеспеченность лечебных учреждений области: поставлено 734 единицы диагностического оборудования и 226 автомобилей скорой медицинской помощи. У жителей впервые появилась возможность получения полного спектра диагностических исследований, обеспечено проведение дополнительной иммунизации и дополнительной диспансеризации населения, обследование новорожденных детей на наследственные заболевания, оказание женщинам медицинской помощи в период беременности и родов в форме «Родового сертификата».
Мероприятия по развитию и укреплению региональной системы здравоохранения обеспечили за два года рост рождаемости на 6,5 процента, снижение смертности на 7 процентов, ожидаемая средняя продолжительность жизни возросла с 66,2 года до 67,5 года.
Приоритетный национальный проект «Образование» позволил реализовать комплекс значимых мероприятий, направленных на повышение качества и доступности образования. За годы реализации Проекта школы области получили более 800 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования, включая современные предметные кабинеты и интерактивные доски, в сельские школы области поступило 165 школьных автобусов., осуществлена компьютеризация и подключение к интернету всех школ области.
В то же время принятый нами курс на инновационное развитие экономики требует глубокой модернизации образования. Построение системы профессионального образования, отвечающего современным и перспективным задачам и требованиям, видится прежде всего через создание в области федерального университета – вуза качественно нового уровня, основанного на новых принципах интеграции учебной и научной деятельности. Создание научно-образовательного центра на базе объединенных ресурсов и возможностей ведущих вузов области окажет положительное влияние на всю систему профессионального образования: начального, среднего и высшего.
Совместными усилиями ведущих воронежских вузов и администрации области подготовлен проект Федерального университета Центрального Черноземья. Интеграция вузов в Федеральный университет – процесс, требующий большой организационной работы, консолидации усилий органов государственной власти области, вузовской общественности, федерального центра и бизнес-партнеров. И эту задачу необходимо решить новому областному Правительству.
Инвестиции в человеческий капитал это не только образование и здравоохранение. Ключевой задачей повышения качества жизни граждан остается улучшение их жилищных условий. Устойчивая динамика ввода жилья (2007 год – 974 тыс., 2008 год – более 1 млн. квадратных метров), наращивание объемов ипотечного жилищного кредитования (2007 год – 4,7 млрд. руб., 2008 год – более 6 млрд. руб.), система государственной поддержки молодых и многодетных семей, работников бюджетной сферы и других категорий граждан обеспечивали высокий спрос на жилье, стимулируя развитие строительных компаний. Сегодня мы прекрасно осознаем, что в условиях мирового финансового кризиса государственная поддержка жилищного строительства просто необходима. В 2009 году она будет сконцентрирована на следующих направлениях:
- во-первых, более 600 млн. руб. планируется направить из областного и федерального бюджетов на строительство объектов инженерной и социальной инфраструктуры в рамках проектов по комплексной жилищной застройке (ул. 9 Января, пос. Тенистый, пос. Александровка);
- во-вторых, в проекте бюджета предусмотрены ассигнования на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (239,2 млн. руб.) и переселение граждан из аварийного жилого фонда (134,4 млн. руб.). Это позволит привлечь более 1,0
млрд. руб. из федерального Фонда реформирования ЖКХ.
В текущем году, в рамках антикризисных мер, реализуемых Правительством Российской Федерации, мы намерены привлечь дополнительные ресурсы на переселение граждан из аварийного жилого фонда, которые будут направлены на приобретение свободных от обязательств квартир у строительных организаций.
- в-третьих, 100 млн. руб. будет направлено на реализацию программы «Молодая семья», 66,3 млн. руб. – на строительство жилья в рамках программы «Социальное развитие села», что позволит привлечь из федерального бюджета более 540 млн. руб.
- в-четвертых, около 330 млн. руб. направляется на строительство жилья для выпускников медакадемии в сельской местности, на приобретение жилья детям-сиротам, на обеспечение жильем инвалидов и участников войны, других льготных категорий граждан.
Одним из важнейших направлений общегосударственной политики является поддержка системы рефинансирования ипотечных кредитов. Правительство РФ планирует выделить федеральному Агентству ипотечного жилищного кредитования на указанные цели 60 млрд. рублей. Нам необходимо максимально использовать расширяемые на федеральном уровне возможности и, прежде всего, в направлении поддержки ипотеки на первичном рынке жилья, что позволит в сочетании с собственными ресурсами стимулировать платежеспособный спрос населения и инвестирование в жилищное строительство. На реализацию областной программы поддержки системы ипотечного жилищного кредитования планируется направить 47,4 млн. руб. Кроме того, областному Агентству будут предоставлены бюджетные гарантии и кредиты на общую сумму около 100 млн. руб., что позволит ежегодно обеспечить рефинансирование ипотечных жилищных кредитов и займов на сумму не менее 1 млрд. рублей.
Важнейший инструмент регулирования – государственный и муниципальный заказы. Только на капитальные вложения в объекты областной и муниципальной собственности в 2009 году направляется около 10 млрд. руб. Мы должны обеспечить максимально эффективное использование выделяемых ресурсов. В сегодняшних условиях из-за несовершенства федерального законодательства победителями аукционов на право заключения контрактов, путем предложения демпинговой цены, становятся организации, не имеющие соответствующей производственной базы, трудовых ресурсов и надлежащей квалификации.
Администрацией области совместно с областной Думой подготовлены соответствующие предложения по изменению действующего федерального законодательства. Но это долгий процесс. Нам уже сегодня необходимо выстроить четкую систему критериев и организационных механизмов (включая создание саморегулируемых организаций) для пресечения недобросовестной конкуренции. Соответствующие поручения мною даны.
Одной из острейших проблем в России является коррупция – руководство страны осознает это, рассматривая коррупцию в качестве угрозы «номер один» для достижения намеченных целей и показателей развития России. Государственной Думой Российской Федерации принят в первом чтении проект закона «О противодействии коррупции». В связи с этим считаю необходимым доработать и принять проект закона области «О противодействии коррупции…», принятый Воронежской областной Думой в первом чтении еще в июне 2008 года.
Уважаемые депутаты! Как и в прошлые годы, при разработке главного финансового документа во главу угла поставлены меры по мобилизации собственных доходов и развитию налогового потенциала, сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств, повышению эффективности системы межбюджетных отношений. Как и прежде, бюджет остается социально ориентированным – удельный вес расходов на социально-культурную сферу в 2009 году достигнет 75 процентов. Запланировано повышение оплаты труда работников бюджетных учреждений. Будет обеспечена индексация выплат ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей, ежемесячных выплат многодетным семьям, ветеранам труда, труженикам тыла, оплаты жилищно-коммунальных услуг специалистам учреждений бюджетной сферы, проживающим в сельской местности, а также ежемесячных пособий на обеспечение полноценного питания нуждающимся беременным женщинам и кормящим матерям, стипендий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целом расходы на социальные публично-нормативные обязательства увеличатся в 2009 году почти в два с половиной раза.
Одна из актуальных проблем, препятствующая стабильному развитию жилищно-коммунального комплекса в г. Воронеже, неурегулированность вопроса оплаты коммунальных услуг. Фактический уровень оплаты населением услуг ЖКХ (около 80 процентов) не компенсирует реальных затрат на их предоставление. В результате неэффективные расходы бюджета на оплату межтарифной разницы, схемы перекрестного субсидирования. Администрацией города принято решение перейти со следующего года к стопроцентной оплате гражданами жилья и коммунальных услуг, что уже давно сделано в других муниципалитетах.
Указанная мера позволит не только обеспечить прозрачность и повысить эффективность выделяемых на финансирование отрасли ЖКХ бюджетных средств, но и даст возможность ежегодно привлекать более 1 миллиарда федеральных ресурсов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилого фонда, направить высвободившиеся средства на поддержку социально-незащищенных слоев населения. Задача администрации города и областного Правительства – снижение издержек и повышение качества предоставляемых услуг, минимизация возможных негативных последствий перехода за счет адресной социальной поддержки малоимущих граждан. Средства на эти цели в бюджете предусмотрены в полном объеме.
Уважаемые депутаты! Несмотря на необходимость увеличения социальной составляющей бюджета, в представленном Вам документе предусмотрены ресурсы, направляемые на поддержку деловой активности предприятий реального сектора экономики, малого бизнеса. Мы сохраняем наработанные механизмы в форме субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам, создания объектов инженерной инфраструктуры, дотаций в сельском хозяйстве и т. д.
В проекте бюджета предусмотрен почти 20‑процентный прирост бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. Ежегодно по одному миллиарду рублей будет направляться на строительство и реконструкцию детских дошкольных учреждений, объектов спортивного назначения, на основе сочетания источников финансирования в рамках трехлетки будет построено 18 спортивно-оздоровительных комплексов и 24 стадиона, детские дошкольные учреждения совокупной мощностью 4,3 тыс. мест.
С учетом стратегии развития системы образования, формирования новых образовательных стандартов, отмеченных Президентом Российской Федерации в своем Послании, нам надо в кратчайшие сроки решить проблему ветхих зданий общеобразовательных школ. Поручаю органам исполнительной власти области до конца года провести инвентаризацию и по каждому объекту подготовить конкретные предложения по решению проблемы.
Обращаюсь к органам местного самоуправления. Период реформирования и становления практически закончен. Необходимо полноценное включение муниципалитетов в процесс социально-экономического обустройства поселений. Считаю, что объем финансовой помощи из областного бюджета, а это более 33 процентов его расходов, использование резервов доходов на местах позволяют местным органам власти решать поставленные задачи. В целях стимулирования органов местного самоуправления по наращиванию собственных доходов с 2009 года передаются нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов от налога на прибыль организаций – в размере 5%; налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – 20%; транспортного налога – 100%. Так же, как и в текущем году, предусмотрены дотации на стимулирование достижения наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления.
Уважаемые депутаты! Бюджет следующего года будет напряженным – прогнозируется дефицит в размере более 2 млрд. руб., поэтому реализация расходных обязательств в условиях возможных негативных последствий мирового финансового кризиса потребует значительных усилий органов власти как в сфере мобилизации собственных доходных источников, так и снижении неэффективных расходов. Обращаю внимание органов исполнительной власти области – наши действия должны быть акцентированы на следующих направлениях:
Во-первых, мобилизация доходов не за счет увеличения налогового бремени, а за счет активизации работы по налоговому администрированию, обеспечения полноты учета налогооблагаемой базы, переноса налоговой нагрузки на наиболее стабильные доходные источники бюджета. Только по земельному налогу, за счет актуализации базы, постановки участков на кадастровый учет, отмены неэффективных налоговых льгот, резервы бюджетов могут составить более миллиарда рублей.
Во-вторых, обеспечение контроля за деятельностью недобросовестных налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату в конвертах, систематически отражающих убытки в своей отчетности, имеющих просроченную задолженность по налогам.
В-третьих, реальное сокращение неэффективных расходов, переход на управление бюджетными учреждениями через механизм заказа бюджетных услуг, снижение затрат на государственное управление.
В-четвертых, повышение эффективности использования бюджетных ресурсов на основе конкурентного распределения средств между программами и бюджетополучателями, регламентации и стандартизации предоставляемых государственных услуг, обеспечения прозрачности деятельности и подотчетности исполнительных органов власти.
Уважаемые депутаты! Разработка и реализация мер по наращиванию деловой и финансовой активности в регионе – главная задача создаваемого Правительства области. Однако эффективное ее решение возможно при активном участии общественных структур и бизнес-сообщества. Консолидация наших усилий – это залог успешного решения возможных проблем в социально-экономическом развитии области, связанных с последствиями мирового финансового кризиса.
Спасибо за внимание! Молодой коммунар
Другие публикации в тему: |
|
Молодой коммунар • №34 от 1 апреля 2008 г. • Корректировка на местности / Доходы и расходы областного бюджета увеличены на 1,2 млрд. рублей • Подробнее...
Молодой коммунар • №109 от 29 сентября 2007 г. • Скользящего бюджета три года ждут • Подробнее...
Молодой коммунар • №45 от 26 апреля 2007 г. • Надежда Сафонова: «Бюджетные обязательства будут выполнены в полном объеме» • Подробнее...
Коммуна • №9 от 20 января 2007 г. • А управы бесправны • Подробнее...
Молодой коммунар • №143 от 24 декабря 2006 г. • Область обрела бюджет-2007 • Подробнее...
11:14 • 28 июня 2013 • Состоялось последнее заседание весенней сессии Воронежской облДумы • Подробнее...
08:10 • 30 мая 2013 • Депутаты одобрили масштабную корректировку областного бюджета • Подробнее...
07:51 • 30 мая 2013 • Определена дата публичных слушаний по отчету об исполнении бюджета Воронежа • Подробнее...
15:48 • 29 мая 2013 • Расходы бюджета Воронежской области увеличатся на 2,68 млрд. рублей • Подробнее...
08:10 • 27 мая 2013 • Доклад об исполнении областного бюджета заслушан на заседании правительства • Подробнее...
|