Воронежская область • газета "МК в Воронеже" • №17 от 22.04.2009 Охотники за муниципальным имуществомБорис Скрынников раскрывает подковерные интриги бывших областных чиновников вокруг ведущих городских предприятий УТОЛИТЬ ЖАЖДУ СОБСТВЕННОСТИ
Борис Михайлович, все время работы на посту главы города вы подвергались жесткому прессингу со стороны областных властей…
Действительно, против меня с самого начала работы в должности мэра была развернута серьезная дискриминационная политика, начиная от публикаций в подконтрольных теперь уже бывшему губернатору СМИ и заканчивая откровенным давлением. Например, через одного из заместителей Владимира Кулакова мне передали его пожелания. Они заключались в следующем: либо я полностью подчиняюсь областной власти, либо уезжаю в Москву на хорошую должность. В противном случае — мы не дадим тебе работать. Я ответил, что готов к конструктивной работе, но только в том, случае, если распоряжения региональной власти не будут противоречить интересам города. В ответ я получил полномасштабную войну по всем фронтам. Наши взаимоотношения с областной властью напоминали мне театр абсурда: люди, сами живущие в Воронеже, посадили город на голодный паек, блокировали поступление финансовых средств из федерального бюджета, то есть дела ли все, чтобы сделать жизнь горожан невыносимой. Все четыре года я слышал лишь одно: отдайте в областную собственность все муниципальные активы, а мы сами решим, как ими распорядиться.
На какие муниципальные предприятия распространялись аппетиты областных властей?
Самым лакомым кусочком для них был "Водоканал" — ведущее муниципальное предприятие, активы которого составляли порядка 3,5 миллиарда рублей. Ситуация на предприятии была непростая. И не успел я стать мэром, непосредственно в день вступления в должность, на предприятии была запущена процедура банкротства. Областная администрация тут же предложила несколько так называемых инвесторов. Когда мы их начали проверять, то большинство из них оказались пустышками, и их приход был необходим заинтересованным лицам, чтобы за бесценок забрать градообразующее предприятие "Водоканал". Следующим этапом была попытка увести из муниципальной собственности "Горэлектросеть". Бывший губернатор Владимир Кулаков в ультимативной форме заявил мне: "Отдай нам "Горэлектросеть", мы создадим на ее базе областную организацию". Я ответил, что мы должны действовать строго в рамках закона, оценить активы предприятия, так как город в случае его реорганизации должен получить в нем долю. На это мне было сказано, мол, отдайте просто так, потому что ничего хорошего у вас не получится. Точно так же в принудительном ультимативном порядке нам было указано, чтобы мы отдали предприятие по работе с бытовыми отходами, рынки "Юго-Западный", "Придачу" и "Центральный".
В итоге "Центральный рынок" был на некоторое время передан инвестору "Астарте"...
Действительно, мы провели эксперимент в отношении "Центрального рынка" для того, чтобы рассмотреть возможность передачи в руки эффективного собственника и других рынков. Так, по рекомендации губернатора Владимира Кулакова мы передали "Центральный" фирме "Астарта". Когда через полгода стало ясно, что "Астарта" все сделает для того, чтобы нарастить кредиторскую задолженность и не платить арендную плату, то пришлось еще полгода делать все возможное, чтобы расстаться с этой фирмой. Рынки — это объекты особой социальной напряженности, поэтому с ними надо действовать особенно осторожно и выполнять следующие условия: они должны давать прибыль в городскую казну, обеспечивать рабочие места при условии качественного обслуживания горожан. В итоге стало ясно, что администрация области не в состоянии порекомендовать ни одного эффективного инвестора.
Борис Михайлович, была громкая история и с "Воронежской горэлектросетъю", которую также любыми путями пытались увести из муниципальной собственности. Почему?
Понимаете, на самом деле все крутилось вокруг "Водоканала", так как его активы составляли 3,5 миллиарда рублей. А "Горэлектросеть" имела активы около 1 миллиарда рублей, но при этом являлась его основным кредитором. Таким образом, захватив "Горэлектросетъ", можно было манипулировать суммарными активами 4,5 миллиарда рублей. Для этого при содействии областных властей была создана саморегулирующая организация (СРО) "Стратегия", подконтрольная начальнику областного управления по имуществу Паринову И.П. А руководителем этой организации стал молодой никому неизвестный Алексей Карякин. При назначении Карякина конкурсным управляющим Игорь Паринов давал от имени областных властей гарантии, что будет запущена процедура оздоровления предприятия, осуществлена его модернизация. А привлечение эффективных инвесторов поможет вывести предприятие на современный уровень водоснабжения города. Когда областные власти в очередной раз предложили продлить срок полномочий Алексея Карякина, то я отреагировал на это следующим образом: продление полномочий конкурсного управляющего возможно лишь при условии запуска процедуры оздоровления "Водоканала". Соответствующее письмо было направлено за моей подписью в Министерство по налогам и сборам, где была четко обозначена позиция муниципалитета по возврату "Водоканала" в муниципальную собственность. Мне ответили, что на данный момент эту процедуру ввести невозможно, так как в течение месяца необходимо погасить всю задолженность "Водоканала" перед налоговыми органами.
А какова была задолженность предприятия на тот момент?
Задолженность на тот момент составляли всего 154 миллиона рублей. Еще раз напомню, что мы обсуждали этот вопрос с Игорем Париновым, и решение по нему, естественно, мог принять только губернатор. Мне ответили, что губернатор лежит в больнице, но при этом Паринов пообещал, что свяжется с ним и согласует этот вопрос. Я ему доказывал, что для нас погашение задолженности наиболее приемлемый вариант. Механизм прост: мы двумя бюджетами погасим эту задолженность в 154 миллиона рублей. Областная администрация может предоставить нам бюджетную ссуду либо затем сделать замещение активами. Паринов пообещал, что решит этот вопрос. Но через неделю сообщил, что ему не удалось пообщаться с губернатором по этому важному вопросу, мол, жена шефа его в палату не пустила.
Борис Михайлович, а почему вы настаивали именно на таком варианте разрешения проблемы с "Водоканалом"?
Знаете, когда в Воронеж приезжал теперь уже бывший министр регионального развития Владимир Яковлев, я, как и полагается по протоколу, находился в аэропорту. Когда он приземлился на самолете, заказанном обладминистрацией, это им обошлось недорого, всего в 350 тысяч рублей, и после прилета сел с губернатором в минивэн, то сразу задал вопрос, а где ваш мэр? Губернатор вынужден был пригласить меня в автомобиль. Когда
я сел в микроавтобус, то министр по интересовался у меня, мол, почему я их игнорирую. Я ответил, что у нас так заведено, я где-то в седьмой-восьмой машине от приезжающего лица нахожусь. На что Яковлев ответил, что, поскольку он приехал в город, то мэр должен сопровождать его в течение всего визита.
Вам удалось найти общий язык с Владимиром Яковлевым?
— В силу того, что Яковлев сам долгое время был мэром, он сразу прочувствовал ситуацию, в которой оказался Воронеж. После этого визита в Министерстве регионального развития было проведено совещание, посвященное проблеме водоснабжения города Воронежа, которое он провел лично. Обязательным условием было то, чтобы я присутствовал на этом совещании. Кстати, на совещании присутствовал и теперь уже тоже бывший вице-губернатор Александр Цапин. Было принято решение оказать финансовую помощь нашему городу. 2.5 миллиарда рублей федеральных средств должны были поступить на модернизацию "Водоканала. Обязательным условием получения помощи из центра было начало процедуры оздоровления "Водоканала" и вывод его из состояния банкротства. Как раз в тот момент Игорь Паринов мне гарантировал, что процедура оздоровления будет запущена через 2-3 недели... Но в итоге этого так и не произошло.
Почему. А лично с Владимиром Кулаковым вам удалось обсудить этот вопрос?
— Да, я встретился с Владимиром Кулаковым и спросил у него, почему не начинается процедура оздоровления "Водоканала", ведь предприятие может получить 2,5 миллиарда рублей из федерального бюджета. На это он мне ответил, что "эти ребята крепко держат в руках "Водоканал", и я не думаю, что захотят расстаться с таким серьезным куском". Эта фраза, естественно, была брошена неформально. На тот момент все они были заинтересованы в том, чтобы "Водоканал" прошел процедуру банкротства, и несколько человек за копейки стали бы владельцами крупнейшего градообразующего предприятия....Знаете, когда я был главой города, то повышение тарифов на воду происходило максимум на 10 процентов в год. А теперь воронежцы стали платить на 500 процентов больше. Эти ребята перед смертью не надышатся и хотят напоследок взять оттуда как можно больше денег. "Водоканал" дышит на ладан, а товарищ Карякин тратит на свою пиар-кампанию десятки миллионов рублей. Он что — из своей зарплаты берет эти деньги?
МОСТ В БЛАГОСОСТОЯНИЕ
Борис Михайлович, во время вашей работы в должности мэра областные власти ставили вам в упрек аварийное состояние Чернавского моста...
Действительно, когда я стал мэром, то узнал, что срок эксплуатации Чернавского моста истек, и нужно срочно достраивать новый мост. Ученые мужи и заместители губернатора в один голос заявляли о том, что опоры моста деформированы и их пронизывают трещины. Безопасность горожан под угрозой. Но когда я всех ответственных лиц усадил в лодку и повез к мосту, то никто на месте не мог показать мне деформированную опору.
Тогда я задал вопрос, а может быть она на глубине? Водолазы тоже ничего не увидели, и дальше в воду на глубину 9 метров погрузился главный архитектор города Воронежа Анатолий Бородецкий. Он как специалист никаких деформаций не обнаружил. Просто Чернавский мост на протяжении последних лет стал разыгрываться как политическая карта. Цель была ясна — дискредитация мэра. Мне постоянно ставили в вину, что я не могу его достроить, хотя финансирование строительства шло не через администрацию города.
А кто этим занимался?
Насколько я понимаю, на мосту "сидела" фирма, которую возглавлял один из родственников то ли Кулакова, то ли его жены. Я попытался проследить, кто и когда потратил финансовые средства на строительство Чернавского моста. Доступа к этим финансовым документам я не получил и решил действовать по-другому.
2006 год был объявлен Владимиром Путиным годом России в Китае. В рамках деловой поездки по приглашению китайской стороны я побывал в городе Чунцине, на территории которого находится 33 моста. Причем самый маленький из этих мостов как минимум в три раза больше, чем наш Чернавский мост.
Я пригласил китайских специалистов в Воронеж. Они обследовали наш мост и сказали, что могут достроить его всего за полгода. Цена вопроса составляла около 500 миллионов рублей. Для начала строительных работ необходимо было гарантийное письмо губернатора Владимира Кулакова, в котором он давал бы обязательство в течение 5 лет погасить эту задолженность. Естественно, губернатор такого письма не дал.
Более того, воронежцы помнят бравурную информацию о том, что мост-то достроили?
В конце срока своих полномочий губернатор Владимир Кулаков якобы открывал новенький Чернавский
мост. Но людей- то ввели в заблуждение, так как открывался не мост целиком, а только одна половина моста. На строительство одной половины этого теперь уже ставшего легендой моста, по имеющейся информации, затрачено около полутора миллиардов рублей. Если бы мы приняли предложение китайцев, то уже два года ездили бы по новому Чернавскому мосту и заплатили бы за это всего 500 миллионов рублей. Но с того времени прошло почти три года, расходы по реконструкции моста приближаются уже к 2 миллиардам рублей,
а мост и по сей день не готов. Возникает вопрос, где эти деньги и на что они потрачены? Полагаю, что новый губернатор в силу имеющихся у него полномочий разберется в этой ситуации.
То есть получается, что мост стал для определенной кучки людей способом зарабатывания денег?
- Да, как и все у нас. Я вспоминаю одну из губернаторских планерок в обладминистрации, на которой присутствовал как действующий мэр. Вице-губернатор Александр Цапин рассказывал о проектах типовых сельских школ. Я задал вопрос, а сколько же стоит построить такую школу? Оказалось, что затраты на возведение сельской школы на 180 мест больше, чем на строительство школы в Вороне же на 800 мест. При этом земля в сельской местности стоит дешевле, чем в областном центре. Я резонно спросил у Александра Цапина, а почему так дорого? На что он мне ответил, что я ничего не понимаю. Теперь я понял, что действительно не понимаю. На всех больших строительных объектах идут откаты в самые разные карманы.
Воронеж при таком негативном отношении областных властей выжил только потому, что мы старались экономить каждую копейку и попытались ликвидировать все откатные схемы. Это дало возможность нам выйти из предбанкротного состояния и получить положительное сальдо в городской казне.
УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
— Борис Михайлович, за время вашей работы в должности мэра большинство стратегически важных предприятий остались в собственности города.
- За время моей работы мне удалось сохранить всю муниципальную собственность, которая на тот момент была. И если что-то мы и не сохранили, то создали все предпосылки, чтобы вернуть эту собственность назад. Например, электротранспорт. Вне всякого сомнения, экологически чистый троллейбус нам был необходим. Более того, трамвай тоже нельзя было сбрасывать со счетов. Если посмотреть на опыт Европы, то трамвай у них является основным транспортным средством. За счет трамвая, например, в Праге удалось разгрузить центр от частного транспорта. Когда я стал главой города, то фактически городской электротранспорт был разрушен. Соответствующее предприятие находилось в процедуре конкурсного производства, и как-то повлиять на происходящие процессы я не мог. В то время по частям продавалось наше электротранспортное хозяйство, я выставлял муниципальные предприятия для участия в конкурсе. Но к этим конкурсам нас не допускали. Силовые и судебные органы отходили в сторону.
Однажды председатель 19 Арбитражного апелляционного суда, который находится в здании "Апекса", говорит мне, мол, отдай стоянку перед зданием. Я отвечаю, что проблем нет, но только верните назад в муниципалитет "Воронежгорэлектротранс", так как именно апелляционный суд лишил нас этой муниципальной собственности. Семь соток земли перед зданием суда я, в конечном итоге, поменял на 2 га земли вместе с полным комплектом оборудования и помещения троллейбусного депо на улице Космонавтов. То есть уже был сделан первый шаг по возврату имущества "Горэлектро-транса".
Еще раз поясню, что в городскую собственность вернулось троллейбусное депо на Космонавтов за 4,5 миллиона рублей с рассрочкой платежа в 25 лет. Были договоренности, чтобы по этой схеме в муниципалитет вернулись все остальные депо. Более того, мы нашли инвесторов, которые представили проекты восстановления электротранспорта, по которым в город было поставлено 200 троллейбусов и 50 трамваев. Причем доля города в будущем акционерном обществе составляла не менее 50%. Когда мои полномочия главы городского округа закончились, все, что было создано для возврата в муниципалитет электротранспорта, было упущено. С какой целью упущено, мне судить сложно, но, насколько я понимаю, существующая власть ни на областном, ни на городском уровне ничего не сделала, чтобы развить заложенные нами предпосылки. Более того, владельцы объектов готовы были уступить муниципалитету троллейбусные и трамвайные депо, которые они получили в собственность по всем законным существующим нормам.
"ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА НА 70% ДОЛЖНА БЫТЬ ЗАМЕНЕНА"
Как вы полагаете, вступление в должность Алексея Гордеева придаст новый импульс экономики региона?
- Бесспорно. Но у нас в Воронеже и области действуют определенные кланы. Все переплетено. За прошедшие 20 лет Воронежская область достигла пика коррупционности во всех без исключения ветвях власти и фактически является тормозом в реализации всех необходимых социально-экономических процессов. Наличие огромного количества клановых и финансовых группировок, которые являются сейчас так называемой элитой, как паутиной накрыли все сферы деятельности. Успешность бизнеса определяется не интеллектуальным потенциалом руководителя, не управленческими способностями, а исключительно принадлежностью к клановым и финансовым группировкам, связанным с высшими должностными лицами региональной и муниципальной власти, и возможностью использования бюджетных средств всех уровней для развития своего бизнеса. Если новый губернатор не разорвет эту паутину и не расставит в администрации области 20-30 человек, которые действительно будут работать на интересы региона, а не обслуживать определенные кланы, то рано или поздно он потерпит фиаско. Те чиновники, которых Алексей Гордеев уже уволил из администрации, в приватных беседах заявляют, что он долго не продержится. Говорят, что какова политическая элита, так и живет данная территория. На мой взгляд, воронежская политическая элита на 70 процентов должна быть заменена. Потому что она является вредной присоской к бюджетам всех уровней, к государственной и муниципальной собственности.
Беседовала Елена ПОПОВА. МК в Воронеже
Другие публикации в тему: |
|
КП в Воронеже • №150 от 12 октября 2007 г. • Зарегистрировать машину стало на 450 рублей дешевле • Подробнее...
Коммуна • №150 от 4 октября 2007 г. • Торгово-развлекательный центр «Московский проспект» оказался втянутым в историю с растаскиванием по частям экскаваторного завода в ходе банкротства • Подробнее...
Коммерсант Черноземье • №170 от 19 сентября 2007 г. • Герой России выставил счет генералу // Александр Пономарев раскритиковал начальника воронежского ГУВД • Подробнее...
МОЁ • №38 от 18 сентября 2007 г. • Депутат обвинил руководство ГУВД в злоупотреблениях • Подробнее...
Новая газета в Воронеже • №68 от 7 сентября 2007 г. • Мы за ценой не постоим // Мэрия «сливает» бюджетные деньги в депутатский карман? • Подробнее...
10:07 • 9 октября 2007 • Воронежская прокуратура остановила незаконное взимание денег с владельцев автотранспорта • Подробнее...
18:07 • 11 февраля 2004 • Эстония требует возврата художественных ценностей из Воронежского художественного музея • Подробнее...
19:19 • 10 февраля 2004 • Руководитель аппарата горадминистрации Александр Болдырев прокомментировал обвинения депутата облДумы Юрия Матвеева • Подробнее...
19:01 • 10 февраля 2004 • Депутат призвал губернатора отправить в отставку своего заместителя • Подробнее...
14:42 • 3 февраля 2004 • Бойкот Ленинской районной прокуратуры прекращен • Подробнее...
|