Воронежская область • газета "Коммуна" • №113 от 07.08.2009 Имя в литературе. Добрейший Добряков / Своё сердце он отдал детям, чтобы они вырастали добрыми и умнымиКаждое воскресенье, и так - в течение десяти лет, воронежский детский писатель Владимир Добряков спешил в нашу библиотеку. Здесь его уже ждали ребята, члены «Клуба юных сочинителей», создателем которого он и был. Идея была проста. Он, известный писатель, автор таких детских бестселлеров, как «Король живет в интернате», «Вредитель Витька Черенок», «Зуб мамонта», становится «литературной няней» – по аналогии с «радионяней» – для тех, кто только пытается из слов складывать стихотворные и прозаические строчки. А он очень хотел, чтобы о творчестве юных знали взрослые и дети. Он мечтал о детской газете и сделал все, чтобы она стала выходить.
И ребятня к нему потянулась. Мне много, много раз приходилось видеть, как он общается с мальчишками и девчонками. И что самое поразительное, Добряков для них был мудрым другом, которому они доверяли самые сокровенные тайны и мечты. Сам же он был человеком искренним и откровенным.
Как-то наши библиотекари решили провести блиц-опрос, и среди прочего спросили Владимира Андреевича, почему он стал детским писателем. Добряков ответил так: «…писать для маленького человека-читателя – большая ответственность и большая радость. А я хочу радости и для себя, и для моего юного друга-читателя».
Писателем же ему помогла «…страсть узнавать что-то новое, безустанное удивление самым, казалось бы, простым и естественным вещам: как летает муха, почему она ходит по потолку и не падает; как растёт трава. Этих «почему» - великое множество. Что может быть интереснее разгадывать это, искать, понимать, а потом художественными средствами попробовать попытаться увлекательно рассказать читателям, показать в живых картинах»!
Какое чувство радости, помнится, вызвали у Владимира Андреевича поэтические строчки, написанные тринадцатилетней Олей Барановой:
Мечтала я щенка купить,
Мечтала вишню посадить.
А Борька, добрый мой сосед,
Мечтал иметь велосипед.
Промчался год, за ним другой.
Теперь мы ходим в класс шестой.
Довольна я своим щенком,
Краснеет вишня за окном,
И «Жигулям», и «Волгам» вслед
Соседский мчит велосипед.
И вроде все сбылись мечты,
Но новые уже лелеешь ты.
Владимир Андреевич читал эти строчки ребятам вслух и радовался вместе с автором: «Видите, как здорово Оле удалось простой бытовой факт обобщить до уровня философского! Нет, она у нас философ…»
Стихи Любы Гончаровой, Паши Шишлянникова, Оли Кульковой, рассказы Юлии Щепкиной, Алеши Резниченко, Левы Бабаян напечатаны в разных детских сборниках. А стараниями Владимира Андреевича появилось на свет немалог. Стоят они и на полках нашей библиотеки - «Книгу пишут дети», «Сочиняйка», «Наш Маршак», «Розовая планета», «Монпансье».
Листаю их. Вот третьеклассники школы №72 представили целый цикл мини-рассказов, озаглавленный «О братьях наших меньших». Вот две Ани – Иванникова и Новокшенова – сидели, говорили-говорили, и из их беседы родилась целая серия историй, которую они так и озаглавили «Сидели две девчонки». Идею написать рассказы о том, о чем делятся друг с другом подружки, подал членам «Клуба юных сочинителей», конечно, Добряков. Он обычно так наставлял ребят: «Не бойтесь белого листа бумаги. Пишите так, словно рассказываете историю своим близким друзьям. Рассказываете в образах и деталях, не забывая при этом и о своём месте и роли в повествовании».
Владимир Андреевич всячески поощрял в ребятах фантазийные начала «Писатель не всегда может оказаться в нужное время и в нужном месте, - говорил он. – А рассказать о рыцарях или о временах Людовика XVI приходится. И вот тут, изучив историю, быт и нравы той или иной эпохи, надо прибегнуть к своей помощнице – фантазии. Представить и описать так, как все могло происходить…»
И ребята вовсю фантазировали. Почитайте фантастические рассказы Кости Савельева, Алеши Резниченко - и вы убедитесь в этом.
С детьми он разговаривал на равных. Однажды одно юное дарование, представляясь, назвало себя поэтом. Добряков вначале никак не прореагировал на подобное заявление, а потом сказал:
- Знаете, поэт – это ведь не профессия, не социальный статус. Поэт – это нечто хрупкое и зыбкое. Скорее всего – состояние души, когда не писать просто не можешь. А поэтом пусть тебя назовут другие.
Он несказанно радовался проявлению доброты.
И верил в чудеса.
Когда знакомые отдали ему старенький компьютер, Добряков, в восьмидесятилетнем возрасте, овладел им. Работал - и не мог нарадоваться: «Ну надо же, какое чудо техники!» - восхищенно восклицал. Но принтер не действовал, что его очень огорчало. И тогда Владимир Андреевич «усовершенствовал» компьютер: при помощи бельевой прищепки и резинки заставил-таки принтер выдавать бумагу. И был в восторге от проявленной смекалки.
Он и ребят привлекал к рационализаторству. Считал, что подобное тоже будит фантазию. Как-то на одном из заседаний клуба, кроме литературных заданий, ребята получили и чисто житейское: придумать приспособление для бабушек и дедушек, которое позволило бы им смело идти по гололеду.
Какие тут посыпались рацпредложения по усовершенствованию ботинок и сапог, что впору хоть фабрику открывать!
Почему всё-таки Добряков много и охотно занимался литературным творчеством с детьми? Сам Владимир Андреевич так отвечал: «Мечта стать писателем возникла у меня в самом раннем возрасте. Откуда и почему она появилась, толком объяснить не могу. Подозреваю: виной тому был мастер художественного слова Осип Наумович Абдулов. Потом несколько лет кряду «глотал» книги Жюля Верна, Дюма, Марка Твена, Вальтера Скотта, Диккенса, Гюго. В четвертом классе и сам попробовал сочинять… А первую книгу выпустил лишь в тридцать три года. Рассказы в ней скорее предназначались родителям, которые, постигая науку воспитания собственных детей, нередко сталкиваются с такими трудностями, что опускаются руки. К моему удивлению, книжка больше понравилась самим детям. Так оно и пошло. Все счастливые для меня годы работы в литературе отдаю исключительно рассказам и повестям для юных читателей».
А от себя добавлю: не только талант, но и сердце отдал Владимир Андреевич Добряков детям. Как и выдающийся педагог Сухомлинский.
На снимке:8 августа исполняется год, как нет с нами Владимира Добрякова.
Фото Михаила Вязового.
Автор: Нина Кавнатская, заведующая Воронежской центральной городской детской библиотекой имени С.Я.Маршака, заслуженный работник культуры России
Источник: «Коммуна», № 113 (25347), 07.08.09г. Коммуна
Другие публикации в тему: |
|
Коммуна • №135 от 13 сентября 2012 г. • Александр Ковалёв как отражение народных ожиданий • Подробнее...
Молодой коммунар • №79 от 28 июля 2009 г. • Четыре жизни Татьяны Григорьевны • Подробнее...
Воронежская неделя • №13 от 1 апреля 2009 г. • Об Аркадии Давидовиче – брэнде и человеке • Подробнее...
Коммуна • №76 от 29 мая 2008 г. • Музыка звучит. Михаил Носырев, его жизнь и творчество • Подробнее...
Российская газета • №18 от 31 января 2008 г. • Синоним нокаута / Валерий Абаджян ждет в гости «коллег по рингу» • Подробнее...
14:12 • 28 января 2008 • Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий награжден орденом • Подробнее...
22:12 • 29 ноября 2007 • Виктора Атласова поздравили 70-летием в Воронежской городской Думе • Подробнее...
12:51 • 30 августа 2007 • Воронежский мэр награждён орденом «За службу России» • Подробнее...
12:58 • 7 марта 2007 • Победителем конкурса Общественной палаты Воронежской области «Лицо женщины года» в номинации «Воспитание детей» названа заведующая детсадом № 100 • Подробнее...
11:21 • 23 ноября 2006 • Борис Скрынников поздравил с 90-летним юбилеем Героя Советского Союза • Подробнее...
|