Воронежская область • газета "Новая газета в Воронеже" • №39 от 04.06.2004 Виктор ВИТИНИК: "у Воронежа впереди - решающие полтора года"Если власть их упустит и не подготовится к грядущей реформе муниципального управления, то нанесет горожанам непоправимый ущерб Хорошо забытый тезис: "Кадры решают все" по-новому зазвучал на управленческих и бюджетных просторах родного города. По мнению первого заместителя председателя городской Думы Виктора Витиника, курирующего в Думе финансовый блок, просторы эти попросту не паханы и не освоены, как того требует статус крупного научного и промышленного центра. Отсюда и все беды, обрушившиеся на наш город за последнее время. Теперь же проблема профессионального управления тем более становится судьбоносной.
- Виктор Алексеевич, вы первый публично назвали бюджет города Воронежа чрезвычайным. Стоит ли искать причину этого кризиса только в политической подоплеке: выборы, новый мэр, новая команда, "въезжание" в дела?..
- Бюджет по всем показателям был сверстан еще до выборов мэра. Именно тогда я и назвал его чрезвычайным. Борис Скрынников с приходом своей команды потом мог только внести корректировки. Однако в представленном нам бюджете напрочь отсутствует социальная направленность. Внесены и определены первоочередные расходы по защищенным статьям, которые были названы самой же администрацией. При этом запланированные расходы на ЖКХ были сокращены еще больше. Средства пойдут на зарплату бюджетникам, приобретение лекарств, в первую очередь - на инсулин, а также выплаты по кредитам. Затраты на энергетику в первоочередные меры не вошли. По некоторым статьям классификации расходов вообще были предусмотрены "нули", что в принципе недопустимо. Поэтому депутаты вынуждены были так детально разбираться с этим бюджетом, со всеми расходами: ведь для города важны все статьи. И "нулевые" тоже должны быть профинансированы. Нельзя сказать, что сегодня нам вовсе не нужно капитальное строительство. Или что не нужно тратить деньги на охрану окружающей среды, что не нужны больше транспорт, связь, информатика, на которые выделено всего 42 миллиона. Всего. Восстановить троллейбусный парк невозможно, я уже не говорю о трамваях, которые должны остаться хотя бы как есть, чтобы уже это последнее не утратить. И дороги надо строить - это очень важная часть в жизнеобеспечении города. Посмотрите, что сейчас творится на дорогах! Ставить жирный крест на воронежской культуре и искусстве, на развитии физкультуры и спорта тоже, мягко говоря, опрометчиво. И все это - палка о двух концах. С одной стороны, причитающиеся городу нормативы не выполнены Главным финансовым управлением области. С другой же стороны, у нас в городе тоже есть резервы, в основном, в собственных неналоговых доходах, а это, в первую очередь, зависит от эффективной работы муниципальных предприятий и комитета по управлению имуществом. Когда рассматривался бюджет, я предлагал, чтобы было профинансировано в любом случае 100% определенных нами первоочередных статей: оплата труда работников бюджетной сферы, расходы на продукты питания и медикаменты в больницах, социальные выплаты населению, оплата тепловой энергии, потребляемой населением и бюджетными учреждениями. Кроме этого, я настаивал на ревизии по неналоговым доходам Воронежа; хотя бы как минимум должна быть разработана политика в этом отношении... То есть собственная экономическая политика должна быть. Однако ее у разработчиков бюджета нет. В итоге у нас не заложено стопроцентное финансирование утвержденных расходов по самым важным социально защищенным статьям. Тогда зачем называть их защищенными? Общая сумма бюджета покрывает нужды города только наполовину. Сегодня на уровне федерации нет механизма, который побуждал бы муниципальные образования активно работать. Сегодня активно работают только те, кто по-настоящему являются хозяевами. А в нашей же области большое количество муниципальных образований - иждивенцы. Не по объективным причинам, просто уже сложилась такая инерция после экономического спада во всей стране, когда уничтожали поголовье, не думая о завтрашнем дне, разрушали сельхозпереработку, сокращали посевные поля... Другие территории сумели удержать свои ресурсы и теперь пустить их в развитие за счет грамотных управленческих решений.
- Да, это удивительно. Как накрыл в 90-х годах страну кризис, так Воронеж до сих пор его "переживает". На фоне других, давно оправившихся и теперь преуспевающих областных центров - это настоящий воронежский феномен. В чем, на Ваш взгляд, его секрет?
- Здесь много факторов. Один из них я всегда отношу к очень субъективным - профессионализм. Можно поставить задачу, но не иметь ресурсов ее выполнить. Один из главных таких ресурсов - это кадры. Что сегодня, в первую очередь, волнует горожанина? Заработная плата, возможность быть сытым и прилично одетым, а также благоустроенный город. У нас в Воронеже всего этого недостает. У нас, например, нет муниципального транспорта. А ведь только муниципальный транспорт может позволить себе держать минимальный размер прибыли, необходимой лишь на воспроизводство и развитие. Но не сверхприбыли, за которой сейчас гонится весь частный бизнес. Это же должно проявляться в действующих сегодня предприятиях "Воронежтеплосеть" и "Водоканал". Какую воду мы с вами пьем уже много лет? Техническую. Все об этом знают, но пьют и продолжают платить по тарифам питьевой воды. А мы даже техническую не получаем в нужных количествах. Что значит вода по графику, причем уже десятки лет? Что за ситуация с оплатой тепла, когда ни качества, ни количества? Все это и связано с отсутствием единой системы подходов к муниципальным проблемам в городе. С отсутствием профессионализма. О профессионализме сегодняшнего руководства можно будет сказать только через год. И определится это по тому, как будут жить воронежцы. Другого показателя быть не может.
- Какие принципы в этом самом управленческом профессионализме, или попросту в кадровой политике, Вы бы поменяли уже сейчас?
- Воронеж - крупный научный и промышленный центр, кузница кадров для других регионов. Для эффективности управления нужно правительство, и это, поверьте, не пафос. Дело в том, что конкретная категория профессионалов должна быть не просто поднята на высокую должность, но и нести большую ответственность. С приходом такой структуры вносится некая ясность: в России так исторически сложилось, что правительство ответственно за все.
- В принципе у нас и глава города ответственен за все.
- Да, но правительство - это, прежде всего, команда. И здесь ответственны уже все, кто входит в ее состав. Все заместители. И если команда с задачами не справилась, то правительство распускается, вплоть до руководителей отделов. Горожанин сможет видеть и ощущать в своей жизни работу такой команды. Сейчас же воронежцы вообще не знают, кто и за что в нашем городе перед ними как перед налогоплательщиками отвечает. Я бы эту ответственность оголил - через правительство. Я много чего бы сделал открытого, демократичного. У меня бы в правительстве каждого человека знали в лицо. Чтобы никто не закрывался в кабинетах.
Однако сейчас я бы обратил внимание на более важную проблему нашего будущего. В стране идет укрепление вертикали власти, началась административная реформа. С 2006 года вступит в силу Федеральный Закон "Об общих принципах органов местного самоуправления". В этом смысле 2004 год - год подготовки и определения резервов. Близкий 2005 год - уже приведение всего и вся в муниципальных образованиях в соответствие с этим законом, в том числе и нормативных актов. Если мы эти полтора года упустим, не подготовимся к реформе, то нанесем непоправимый ущерб населению и экономике Воронежа. Если же подготовимся, то реформа сработает на нас "по двойному тарифу". Вот она, самая горящая дилемма сегодняшнего дня для исполнительной власти. Недавно у губернатора состоялось совещание по этому вопросу, на котором присутствовали все главы муниципальных образований. Мне понравилось, что были обострены многие вопросы, увязывающие переход всего муниципального управления к этой реформе. Увязывающие с сегодняшней жизнью. И, знаете, в чем сейчас заключается наш главный провал в преддверии реформы? Опять же в кадрах. Особенно это заметно в сельских и поселковых советах, районных центрах. Вторая проблема в преддверии нового закона - налогооблагаемая база. Новым законом четко разграничиваются полномочия и ответственность, которые должны быть обеспечены финансами. Но ведь к этому готовиться на местах надо уже сейчас! Потому что закон тоже от нас потребует конкретных усилий и своих подходов. Здесь стоит правильно оценить ситуацию: грядущая реформа - не тот случай, когда мы 1 января 2006 года откроем "муниципальные ворота" и "адекватно" примем реформу. Мы уже сейчас должны быть к ней готовыми, подготовить всю базу, иначе никакой адекватности не будет.
- Однако на дворе лето, и первоочередная задача мэрии - подготовка к отопительному сезону, а не к принятию реформы-2006.
- Так это же все взаимосвязано. Если мы не научимся жить эффективно в текущем режиме и при этом закладывать фундамент бизнеса, инвестиций, нормативной базы, то Воронеж окажется без будущего.
Ольга БРЕНЕР Новая газета в Воронеже
Другие публикации в тему: |
|
КП в Воронеже • №155 от 20 октября 2007 г. • Камиль Тукаев снялся в нескольких фильмах / Кроме того, известный воронежский актер написал сценарий для собственной кинокартины • Подробнее...
Российская газета • №208 от 20 сентября 2007 г. • Взятки хорошего настроения • Подробнее...
Коммуна • №56 от 17 апреля 2007 г. • Дмитрий Саутин: «Китайцы учатся и уходят вперед» / Гость «Коммуны» • Подробнее...
Российская газета • №43 от 3 марта 2007 г. • Своя в доску / Евгения Мещерякова стала первым гроссмейстером среди женщин-шахматистов Воронежа • Подробнее...
Российская газета • №3 от 13 января 2007 г. • Флаг в руки / В год своего 60-летия воронежская спортивная школа стала лучшей в стране • Подробнее...
15:36 • 29 января 2004 • Интервью главы администрации Воронежской области Владимира Кулакова информационному агентству «Воронеж-Медиа» • Подробнее...
|